Форум в стиле "дежа вю"

Недавно прошел очередной, четвертый форум Лиги страховых организаций. В Ялту съехались представители страховых компаний из более чем 20 стран мира. Присутствовали и первые лица рыночных органов страховых рынков, а также органов контроля за деятельностью с
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Недавно прошел очередной, четвертый форум Лиги страховых организаций. В Ялту съехались представители страховых компаний из более чем 20 стран мира. Присутствовали и первые лица рыночных органов страховых рынков, а также органов контроля за деятельностью страховых и перестраховочных компаний. Помимо обмена опытом, форум стал площадкой для обсуждения давно известных и дискутируемых проблем

В рамках форума прошли секции, которые стали отражением существующих проблем, которые сегодня существуют на рынке. Например, секция по "автогражданке" была одной из наиболее интересных. Как известно, с начала следующего года вступает в действие новый Закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", и сейчас страховщики активно готовятся к началу работы с таким массовым направлением. Отладкой нормативной базы и подзаконных актов по этому вопросу занимается несколько органов. В частности Госфинуслуг должна разработать лицензионные условия для страховых компаний, желающих заниматься "автогражданкой", а также общие требования к таким компаниям, а в составе Моторно-транспортного бюро созданы специальные рабочие группы по направлениям.

Как отмечалось на форуме, требования к компаниям, работающим с "автогражданкой", должны быть, с одной стороны, достаточно высокими, дабы гарантировать надежность такого страхования для клиентов СК. С другой — они должны быть приемлемыми для страховщиков и обеспечивать рентабельную работу. В этой связи наиболее обсуждаемыми были вопросы по размеру уставного фонда для таких компаний. Например, Госфинуслуг предлагала ввести норму в 5 млн. евро для УФ, тогда как участники рынка считают эту цифру завышенной. По их мнению, требования к "уставнику" должны оставаться на уровне норм Закона "О страховании" и составлять, как и у других рисковых компаний, 1 млн. евро. Также возникла дискуссия относительно платы за лицензию, которую должны будут получить такие компании. Спорным оказался и вопрос наличия филиалов у страховых компаний, работающих с "автогражданкой". Как считают страховщики, требование к открытию филиалов приведет к дополнительным затратам СК и росту убыточности, тогда как качественно работать компании вполне смогут и при наличии агентской сети. Как отметил на форуме глава Госфинуслуг Виктор Суслов, Комиссия учтет предложения рынка относительно оптимальных требований к страховым компаниям, которые планируют работать по направлению ОСАГО.

Еще одной темой дискуссий, которая обсуждается рынком уже почти год, стало перестрахование. Как известно, правительство и регулятор с прошлого года начали активную борьбу с оттоком капитала за рубеж через перестрахование. Начиная с прошлого года, были приняты документы, которые ужесточили контроль над перестрахованием. Например, небезызвестное постановление Кабмина №1640 ввело привязку налогообложения к рейтингам перестраховщиков-нерезидентов, оговорив уплату 15% налога на операции "нерейтингового" перестрахования. В этой связи значительная часть "мягких" рынков, где перестраховывались риски отечественных СК (включая Россию), попали под повышенное налогообложение. Со стороны Госфинуслуг также последовал ряд шагов, направленных на усиление контроля за операциями перестрахования. Уже в этом году Комиссия определила требования к перестрахованию рисков у перестраховщиков-нерезидентов, а также закрыла несколько компаний, переправляющих сомнительным зарубежным страховым и перестраховочным компаниям значительные объемы платежей (в частности, на прибалтийский рынок).

Как подчеркнул Виктор Суслов, эти меры снизили объемы перестрахования за рубеж. Так, доля премий, уплаченных нерезидентам, за год уменьшилась с 34,7% до 18%. Теперь, по словам главы Комиссии, в теме перестрахования остается насущной проблема налогообложения. На сегодняшний день в Госфинуслуг подготовлен проект требований к рейтингам перестраховщиков-нерезидентов ввиду перехода рынка на новую систему налогообложения таких операций (с 15% до 3%). Как утверждают в Комиссии, требования к рейтингам должны быть смягчены по крайней мере до рейтинга страны.

В рамках форума обсуждались и другие проблемы. Например, развитие рынка страховых брокеров. На сегодняшний день этот рынок остается малоразвитым, а количество брокеров продолжает уменьшаться. Особенно в свете того, что введено обложение 3% премий, перечисленных при посредничестве страховых брокеров. По данным Госфинуслуг, число заявлений о добровольном исключении брокеров из реестра начало увеличиваться как раз после введения этой нормы. Требует безотлагательного решения и проблема покупки валюты страховыми компаниями для уплаты перестраховочных премий нерезидентам, а также выплаты возмещений по "Зеленой карте". Остается открытым и вопрос лицензирования перестрахования и многие другие. Хочется надеяться, что предложения, поданные рабочими группами по результатам "круглых столов" и заседаний, найдут отражение в конечном варианте резолюции форума страховых компаний.

Комментарии

Какие проблемы рынка, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны?

Вячеслав Гавриленко, заместитель председателя правления ЗАО "СК "ВЕСКО":

— На сегодняшний день такой проблемой является подготовка страховщиков к введению в действие обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Пока неясными остаются условия работы страховых компаний по данному виду, а именно размер уставного фонда, стоимость лицензии, наличие филиалов. Вторая проблема — это перестрахование. В частности вопросы, связанные с введением лицензирования перестрахования, покупки валюты для перечисления перестраховочных премий за рубеж, а также выплаты возмещений по "Зеленой карте".

Сергей Чернышов, президент СК "Лемма":

— Самая важная проблема рынка — отсутствие концепции развития рынка на ближайшие годы. На мой взгляд, она должна содержать два основных момента. Первый — взаимодействие рынка с регулятором (у регулятора должна быть объявленная политика на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период). Второй — должно быть обозначено направление интеграции рынков и созданы равные условия для экспорта и импорта страховых услуг.

Олег Жадан, председатель правления ФСК "Гарант Ре":

— Самой острой и актуальной проблемой для перестраховщиков является ситуация, которая возникла вокруг лицензирования перестрахования.

С моей точки зрения, на этапе создания лицензионных условий для осуществления перестраховочной деятельности регулятору необходимо решить две связанные между собой задачи: создать экономические условия для привлечения инвестиций в развитие перестраховочных компаний, а также создать конкурентные преимущества для специализированных перестраховочных компаний перед страховыми компаниями, занимающимися приемом рисков в перестрахование, и перед зарубежными перестраховщиками.