Гарвард сдает позиции

Экономическое образование сегодня — как никогда актуально во всем мире, как, впрочем, не лишен актуальности вопрос, где именно стоит его получать. Известное международное издание Financial Times взяло на себя труд определить лучшую бизнес-школу в мире

Экономическое образование сегодня — как никогда актуально во всем мире, как, впрочем, не лишен актуальности вопрос, где именно стоит его получать. Известное международное издание Financial Times взяло на себя труд определить лучшую бизнес-школу в мире

РЕЙТИНГ бизнес-школ, опубли­кованный в конце января Financial Times, является еже­годным проектом издания. Более то­го, другие не менее популярные во всем мире печатные издательства (Business Week, Forbes, US News) также каждый год представляют вни­манию своих читателей аналогичные рейтинги, где отмечают лучшие, по их мнению, на данный момент бизнес-школы. Тем не менее именно Financial Times наиболее глубоко и точно отображает состояние биз­нес-образования по всему миру, так, во всяком случае, считают обозрева­тели в Соединенных Штатах и в За­падной Европе. Особенностью рей­тинга FT является то, что он охваты­вает не только университеты и спе­циализированные школы США, как это обычно делают американские из­дания, а образовательные заведения всего мира (при условии, конечно, что учебное заведение вправе выдавать дипломы MBA — Master of Business Administration). Помимо прочего, FT в своей оценке опирает­ся на показатели более 20 критери­ев, что также говорит о высоком ка­честве и эксклюзивности исследова­ния. Говоря о критериях оценки, сле­дует упомянуть наиболее важные из них, а именно: удовлетворение сту­дентов уровнем образования, сред­ний экзаменационный балл выпуск­ников, средний показатель заработ­ной платы выпускника при последую­щем трудоустройстве, последующий карьерный рост выпускников, каче­ство образовательных программ и т.д. К примеру, ежегодный зарабо­ток выпускника 1997 года Стендфордского университета с дипломом МВА составляет $180 533 (лучший показатель); выпускники этого же года в Гарварде зарабатывают в сред­нем за год $173 338.

Результаты нынешнего рейтинга РТ в очередной раз подтвердили тот факт, что по уровню достойного биз­нес-образования с большим отры­вом лидируют Соединенные Штаты. Во всяком случае, в представленной ниже таблице лучших бизнес-школ мира 16 из двадцати образователь­ных центров — американские. Евро­па представлена только тремя обра­зовательными центрами: INSEAD (Франция), London Business School (Великобритания) и IMD (Швейца­рия). Доминирование в рейтинге американских школ вовсе не лишает его (т.е. рейтинг) особого интереса. Хотя бы потому, что в этом году про­изошла смена лидера: с первого ме­ста был потеснен престижный и всем известный Гарвардский уни­верситет. Специалисты из РТ счита­ют, что Уортонская бизнес-школа при Пенсильванском университете заслуживает того, чтобы считаться первым номером в мире. Главные ее достоинства — широкий диапазон и высокое качество исследователь­ских программ, а также большое ко­личество иностранных студентов. Около 56% учащихся Уортонской школы не являются американцами, что крайне не характерно для уни­верситетов США.

Среди немногочисленных пред­ставителей европейских бизнес-школ в последнем рейтинге РТ также произошла существенная ротация. Неизменный вот уже на протяжении многих лет лидер бизнес-образова­ния в Европе London Business School уступил свои позиции парижской школе INSEAD, готовящей, пожалуй, лучших специалистов в мире в обла­сти консалтинга.

Впрочем, как отмечают многие западные специалисты, подобные изменения в верхней части рейтинга FT носят чисто статистический харак­тер. Тенденция же последних лет ос­тается неизменной — в мире сущест­вует 8-9 элитных бизнес-школ, ос­тальным же необходимо качествен­ное усовершенствование. Тем не ме­нее каждая из школ, представленная в рейтинге FT, имеет свою, присущую только ей, особенность в предостав­лении образования. Кто специализи­руется на финансовом секторе (как London Business School), кто на чем-то другом. Выбор, как всегда, остает­ся за потенциальным студентом.