Газовый торг: Украина и Россия договариваются, сколько будет стоить российский газ и его транзит

Телефонный разговор президентов Украины и России обозначил неутешительную перспективу для украинских потребителей газа. Это — переход на рыночные цены газа уже с начала следующего года. Россияне хотят, чтоб мы платили по $160 за тысячу кубометров газа. Од

Телефонный разговор президентов Украины и России обозначил неутешительную перспективу для украинских потребителей газа. Это — переход на рыночные цены газа уже с начала следующего года. Россияне хотят, чтоб мы платили по $160 за тысячу кубометров газа. Однако очевидно, что эта цена абсолютно нереальна для украинской промышленности. Последняя его даже не воспринимает всерьез, и мало кто из предприятий сегодня начал считать будущие убытки. Максимум подорожания, который относительно безболезненно "переварит" Украина, — 10% в год.

Во что на языке цифр выльется для Украины новый формат газовых отношений с Россией, пока неясно. Детали договоренностей первые лица государств отдали на откуп чиновникам и газовым компаниям. Теперь те начинают торг, результат которого для Украины в любом случае будет неутешительным. Вопрос в том, в большей или меньшей степени.

Газовая арифметика

Переход на рыночные цены газа для Украины произойдет быстрее, чем нам хотелось бы — уже с нового года. По словам министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, сейчас "идут трудные, пока не находящие разрешения переговоры по рыночным тарифам за транзит российского газа на 2006 год". Председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи российской Госдумы Валерий Язев сообщил, что "Газпром" продолжает настаивать на переходе на цену на газ для Украины до $160 за 1 тыс. кубометров с одновременным повышением Украиной платы за транзит с $1,09 до $1,75 за 1 тыс. кубометров на 100 км. Очевидно, что этот размер ставки за транзит не позволит Украине получить средства, за которые она сможет приобрести по рыночным ценам объем газа, получаемого сейчас от России в качестве платы за транзит. Это наш самый важный проигрыш. Второй — собственно цена газа, предлагаемая "Газпромом". По мнению многих экспертов, она не является адекватной для Украины. Ведь даже для Польши "Газпром" продает газ дешевле — по цене до $120. Если следовать логике с корректировкой на размер транспортного плеча цена для Украины не должна быть в пределах $80-100 за тысячу кубометров. С чего, кстати, и предложила Украина России начать новые, рыночные отношения. По словам Язева, из 25 млрд. кубометров российского газа, поставляемого в Украину, последняя предлагает "Газпрому" поставлять 17 млрд. кубометров по цене $50 за 1 тыс. кубометров, еще 8 млрд. — по цене от $80-82 на начало года и до $90-96 к осени. Продавать эти 8 млрд. кубометров в Украине предполагается через компанию "РосУкрЭнерго" (оператор по поставкам туркменского газа в Украину — ред.). Возможно, Россию это и заинтересует — ведь "Газпром", контролирующий половину "РосУкрЭнерго", будет получать от этого доход.

Но пока что "Газпром" не сдается. "Цена в $160 летом была реальная... Сейчас это уже уступка, потому что цены на базовых рынках (рынках Восточной Европы) значительно выросли", — сказал пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов. Однако логика подсказывает, что вряд ли "Газпром" будет так упорствовать. Ведь главная цель — склонение Украины к рыночным ценам — уже достигнута. Конечно, закрепить ее документально будет не так просто — для этого нужно изменить 13 документов, в том числе и требующие ратификации парламентами межправительственные соглашения. Однако обещание украинского президента значит не так уж и мало.

Кто пострадает

Украинский газовый баланс формируется устойчиво сложившимся способом. Газ собственной добычи (около 20 млрд. кубометров — ред.) "Нафтогаз Украины" реализует в основном населению. Кстати, себе в убыток, который в год достигает $4 млрд. Российский газ, получаемый в качестве платы за транзит, реализуется для нужд ЖКХ и теплокоммунэнерго. Это самая проблемная на сегодняшний день категория потребителей — они в этом году оплатили лишь 91% стоимости газа. Если следовать сложившейся системе, то подорожавший российский газ "Нафтогаз Украины" должен продавать именно этой категории потребителей. Безусловно, его удорожание вызовет цепное повышение стоимости коммунальных услуг и последующий социальный взрыв, крайне нежелательный накануне выборов. Поэтому нет сомнений, что государство заставит "Нафтогаз" продавать российский газ потребителям себе в убыток, как это сейчас и происходит. То есть дешевле той цены, по которой НАК его купит у "Газпрома". Возможен и другой сценарий — убыток частично захотят перекрыть за счет других потребителей — энергогенерации и промышленности. Последней НАК продает туркменский газ, который сегодня ей обходится в $60-70. Разумеется, эффект от повышения цен газа для теплоэлектростанций, которые в основном работают на угле, но используют и газ — для "подсветки" угля с низкой зольностью, будет тоже антисоциальным — удорожание газа повлечет рост стоимости электроэнергии. Поэтому в жертву украинско-российской газовой дружбе скорее всего принесут именно промышленность.

Резко по газам

На протяжении многих месяцев украинские промпредприятия оставались в стороне от обсуждения темы роста цен на газ. Потому что были уверены — это не более чем разговоры. Многие из них и сейчас не верят, что газ подорожает сильно и уже совсем скоро. Поэтому в новые газовые реалии они войдут совсем не подготовленными. По словам представителя ОАО "Кременчугский сталелитейный завод" Анатолия Кравца, в случае повышения цены на газ до $160 продукция предприятия станет нерентабельной, завод потеряет рынки сбыта. "Сегодня завод закупает газ по цене немногим больше, чем $65, но никак не $160", — говорит он.

Какое-то время, пока предприятия не найдут выход в виде сокращения использования газа или его замещения более дешевыми ресурсами, они вынуждены будут работать с нулевой рентабельностью. Любой доллар в плюс к цене газа больно ударит прежде всего по двум лидирующим по объемам экспорта отраслям — металлургии и химии. Следует отметить, что именно дешевый газ во многом был залогом конкурентоспособности их продукции на мировых рынках. Теперь, чтоб сохранить рынки, они будут работать себе в убыток. Убытки металлургов от повышения цен на газ могут превысить $200-250 млн.",– считает директор ОАО "ММК им. Ильича" Владимир Бойко.

По словам пресс-секретаря металлургического комбината "Азовсталь" Алексея Федорова, затраты на газ в структуре себестоимости продукции комбината составляют около 5,7%. "Статус-кво позволяет "Азовстали" работать с рентабельностью около 6,6%. Если цена газа вырастет до $100 за тысячу кубометров (на 35% к текущей цене), себестоимость продукции комбината увеличится на 1,2%. Общая рентабельность продаж тогда составит около 5,5%", — говорит Федоров. В случае же роста цены до $160 рентабельность продаж упадет до 2,9%. "С учетом инфляционных процессов эта цифра критическая. То есть мы будем работать либо в ноль, либо себе в убыток", — сказал Федоров. "В этом случае сократится прибыль комбината, соответственно, сократятся налоговые отчисления. Ничего хорошего ни для комбината, ни для государства в этом нет", — резюмировал он. Цены продукции комбинат повышать не будет — их диктует рынок, который терять нельзя. "На мировых рынках идет бешеная конкуренция между производителями, рынок перенасыщен, в металлургии приняты "короткие" контракты, которые не позволяют фиксировать цены на металл даже на среднесрочную перспективу", — поясняет представитель "Азовстали". Единственный выход для металлургов в случае повышения цен на газ — ускорить внедрение альтернативных ему технологий. "Азовсталь" уже наметила несколько вариантов, позволяющих замещать природный газ более дешевым сырьем. Например, использование коксового газа, технологии продувки угольной пылью. В этом же направлении будет искать выход из газового тупика и "Криворожсталь". По словам представителя комбината, в случае повышения цен на энергоресурсы он будет искать варианты альтернативных источников топлива: "Правда, это сложно. Надо садиться и делать необходимые расчеты. Существует четыре альтернативных вида топлива, и в каждой технологии есть составляющая газа". Сейчас предприятие покупает газ по $76.

Но если металлурги, затянув пояса, еще имеют шанс как-то пережить рост стоимости голубого топлива, использующих газ в качестве сырья для производства удобрений химиков декларируемые Россией заоблачные цены просто положат на лопатки. Удельный вес газа в стоимости продукции отечественных гигантов азотной химии — более 60%. Для них уровень цены газа в $160 означает верную смерть. Поэтому они даже боятся об этом думать, не то что делиться какими-то мыслями с прессой. "Самое худшее — это делать прогнозы, потому что они обычно потом не сбываются. Я думаю, что ни "Газу Украины", ни вообще Украине, ни России не выгодны резкие изменения в плане цены на газ", — говорит финансовый директор "Концерна "Стирол" Александр Салов. В себестоимости продукции концерна газ занимает 70%. "Стирол" — одно из тех предприятий-оптимистов, которые даже думать не хотят, что газ может подорожать до$160. "За последние пять лет тренд цен на газ идет несколько вверх — повышается на 10% в год, иногда меньше. Вводился НДС на газ, потом отменялся. Но в принципе, я думаю, что изменение цены будет происходить в этом тренде", — говорит Салов. В этом случае удобрения концерна подорожают максимум на 5%. Он подчеркивает, что предприятие зависит от мировых цен. Производители удобрений отправляют на экспорт 90% своей продукции. И условия диктует рынок. Увеличение цены газа на $20 приведет к росту цены на карбамид приблизительно на $18-20, цены на аммиачную селитру — на $12-14, говорят на еще одном крупном предприятии по выпуску удобрений — Черкасском "Азоте". Чтоб выдержать конкуренцию, вряд ли производитель рискнет поднимать цены. Скорее, будет работать себе в убыток, иногда в форме потери возможности совершенствовать производство. "Украинские предприятия потеряют средства, которые могли бы быть направлены на инвестиционные проекты. Украинские производители теряют конкурентное преимущество", — сказал представитель "Азота".

Некоторые предприятия рассчитывают, что проблему обеспечения газом решат их собственники. "При высокой цене на природный газ предприятие сможет спасти давальческий газ россиян. У нас уже есть российские инвесторы, только так мы сможем выжить в подобных условиях", — сказал "Инвестгазете" и. о. директора по экономическим и финансовым вопросам Северодонецкого "Азота" Андрей Вернер.

Другие "тяжелые" отрасли газовые проблемы волнуют меньше. Повышение цены российского газа не окажет существенного влияния на производство и себестоимость машиностроительной продукции, так как его доля в себестоимости невелика. "Для машиностроителей это не так критично, как для металлургов и химиков", — отметили на "Азовмаше". Однако здесь может быть опосредствованное влияние в виде снижения объема заказов от металлургов, которых проблемы удорожания газа коснутся в большей степени. А в портфеле заказов "Азовмаша" доля оборудования, поставляемого металлургам, — 12%.

Как это ни странно, от удорожания газа больше пострадают некоторые другие, "легкие" отрасли. У производителей бумаги газ в себестоимости продукции занимает 15%. В связи с его подорожанием, например, концерн "Основа" (включает Жидачевский целлюлозно-бумажный и Измаильский целлюлозно-картонный комбинаты), может отказаться от собственной генерации электроэнергии. А один из комбинатов — Жидачевский — удорожание газа вообще может поставить на грань остановки.

Головная боль государства

Пока предприятия "переваривают" удручающую перспективу подорожания газа, законодатели думают, как государство может помочь пережить трудные времена промышленникам. Ведь неприятности заводов сильно подпортят макроэкономическую статистику. "Нужно сделать так, чтобы экономика не остановилась после повышения цены на энергоносители", — говорит нардеп Владимир Майстришин. Депутат уверен, что необходимо срочно решать проблему, связанную с повышением стоимости на природный газ. Ведь, по его оценке, уже при цене газа в $120-140 за тысячу кубометров ВВП Украины снизится на 40-50%. В отличие от производителей, депутат не боится резких утверждений. Из-за повышения цен на газ "может остановиться вся химическая и металлургическая промышленность", — говорит он. Чтоб этого избежать, "мы предлагаем государственную поддержку в виде целевых кредитов, субсидий и налоговых льгот, — сказал Майстришин. — Тогда последствия удастся смягчить до 10% падения ВВП".

Кроме того, политики уверены, что необходимо создать государственную систему учета и контроля использования энергии как метод стимуляции внедрения энергосбережения. По подсчетам экспертов, объемы капиталовложений для запуска программы энергосбережения (модернизации предприятий — ред.) составляет более $40 млрд. Окупятся вложения только за 4-5 лет. Однако не все промышленники уверены, что программа энергосбережения даст желаемые результаты. "Мы не сможем удержать экономику, придерживаясь только этой программы", — сказал представитель Северодонецкого "Азота". Другие промышленники больше осознают неизбежность экономии энергоресурсов. По словам вице-президент концерна "Основа" Владимира Туровского, "Украина должна решать проблему необходимости реконструкции промышленности и инвестирования значительных средств в технологии, поскольку от роста цен на энергоносители мы никуда не денемся".

Несмотря на слабое желание со стороны предприятий сокращать энергопотребление, тупик, в которую завела Украину необходимость перехода на рыночные цены на газ, вызван во многом энергоемкостью производства в Украине. Она в 2,6 раза выше средней мировой, и оптимизировать ее уровень возможно минимум за 2-3 года. Полное осознание новых газовых реалий — чуть ли не единственный возможный стимул для украинской промышленности начать внедрение программы энергосбережения.. На что и рассчитывают парламентарии, которые уже видят в этом выгоду государству. По оценке являющегося членом бюджетного комитета ВР Майстришина, если снизить расходы энергоресурсов предприятиями до приемлемого уровня, в виде поступлений налога на прибыль бюджет получит дополнительно минимум $3 млрд.

Тем не менее, год неуклонно приближается к концу, а от достижения компромисса в процессе газового торга стороны еще очень далеки. Как заявил в Брюсселе министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков, сегодня Украина в переговорах с Россией настаивает, чтоб в следующем году цена газа осталась на нынешнем уровне — $50 за тысячу кубометров, а в 2007-09 гг. мы поэтапно увеличим цену газа и размер тарифной ставки транзита. Это единственный позволяющий избежать шока вариант развития событий.

Однако со стороны "Газпрома" звучат крайне пугающие заявления. Заместитель председателя правления "Газпрома", генеральный директор ООО "Газэкспорт" Александр Медведев говорит, что минимальная цена, на которую Украина может рассчитывать в следующем году — в $160 за тысячу кубометров газа. Рыночной же ценой для Украины, по мнению топ-менеджера "Газпрома", является цена в $230 за тысячу кубометров.

К чему придут стороны, должно стать ясно до конца года. Сейчас же украинская делегация работает над согласованием условий с россиянами в Москве. Обстановку немного разрядило то, что после базовых договоренностей, достигнутых президентами Украины и России, резко прекратились очень популярные еще неделю назад спекуляции на тему воровства Украиной газа, если та его будет отбирать в счет оплаты за транзит при неподписанном протоколе и надежности газоснабжения Европы. Последняя, к слову, никогда и не видела угрозы стабильности газоснабжения. "Мы уверены, что нынешние недоразумения между Украиной и Россией никоим образом не повлияют на поставки газа в ЕС", — сказал пресс-секретарь Европейской комиссии по вопросам энергетики Ферран Тарраделлас. По его словам, урегулирование вопроса — прерогатива Украины и России. Так что ЕК сохранила нейтралитет, хотя Россия активно настаивала, чтоб та надавила на Украину с целью перехода на рыночные цены газа.

Цены газа для разных категорий потребителей Украины

Категория потребителей

Регулирующий орган

Цена, грн./тыс. кубометров

Население

Предельный уровень устанавливает НКРЭ

185

Бюджетные организации

Устанавливает НКРЭ

231

Теплокоммунэнерго

Устанавливают местные советы

Разная

Промышленность

Предельный уровень устанавливает НКРЭ

379,2

Энергоемкость ВВП стран мира (кг условного топлива/$)

Австрия

0,2

Дания

0,2

Великобритания

0,23

Испания

0,24

Япония

0,24

Франция

0,26

Германия

0,26

Турция

0,26

Венгрия

0,3

Швеция

0,33

Австралия

0,33

Польша

0,34

Китай

0,34

Среднемировая

0,34

Литва

0,39

Финляндия

0,4

Чехия

0,43

Беларусь

0,5

Россия

0,84

Украина

0,89