НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

General Motors борется за выживание

На прошлой неделе европейское подразделение компании General Motors объявило о намерении сократить на 500 млн. евро свои ежегодные структурные издержки. К 2006 году на заводах сократят 12 тыс. рабочих мест. План реструктуризации составлен в соответствии с

На прошлой неделе европейское подразделение компании General Motors объявило о намерении сократить на 500 млн. евро свои ежегодные структурные издержки. К 2006 году на заводах сократят 12 тыс. рабочих мест. План реструктуризации составлен в соответствии с нынешними ожиданиями GM от европейского автомобильного рынка, включая слабый рост спроса на новые автомобили и возрастающую конкуренцию со стороны как европейских, так и азиатских брендов

Переговоры с представителями персонала начнутся уже в ближайшее время. "Компания намерена вести конструктивную работу с персоналом, чтобы выработать правильное решение для стоящих перед нами задач. Заработная плата рабочим и служащим является основной расходной частью General Motors в Европе. В связи с этим мероприятия по снижению издержек начнутся с сокращения штатов. Это — улучшения, которые позитивно скажутся на жизнеспособности компании в долгосрочной перспективе, поскольку позволят снизить структурные издержки и выйти на точку безубыточности", — заявил председатель правления GM Europe Фриц Хендерсон. По его словам, отсутствие роста в индустрии, ценовая ситуация и рыночная конкуренция не позволяют GM расти достаточно быстро для того, чтобы оправдывать сегодняшние затраты.

В настоящее время концерн не определил ни общее число сокращаемых рабочих мест, ни отделения, в которых пройдут сокращения. Кроме того, по словам одного из менеджеров концерна, скорее всего General Motors будет вынужден закрыть один из европейских заводов. Более того, уже в ближайшем будущем одна из старейших автокомпаний Европы Ореl может остаться без собственных платформ. Так, платформы для автомобилей класса С будут разрабатываться в Детройте, а компактные автомобили класса Opel Corsa — разрабатываться корейской GM DAT. Немцы же будут работать только над развитием модели Vectra.

Предполагается, что General Motors начнет выплачивать возмещения по сокращению в 2005 и 2006 годах, суммы и сроки будут уточнены по завершении переговоров с трудовыми коллективами. А пока в общей забастовке на европейских предприятиях GM 19 октября приняли участие 50 тыс. сотрудников Opel, Saab и Vauxhall, сообщает агентство DPA. Рабочие протестовали против запланированных сокращений 12 тыс. из 62 тыс. рабочих мест. Проведению общей забастовки предшествовали акции протеста на заводе Opel в Бохуме, выпускающем Astra. Прекращение работы завода в Бохуме повлекло недопоставки комплектующих на другие заводы Opel, в том числе на сборочные предприятия в бельгийском Антверпене, который тоже выпускает Astra, а также на центральный завод Opel в Руссельсхайме, который занят производством Vectra.

За Saab вступился премьер Швеции Гьорен Перссон, он запланировал провести переговоры с европейским руководством GM по поводу планов этого концерна в Европе. На заводах Saab, входящих в структуру GM, занято 6000 человек. Сегодня на этих предприятиях под угрозой ликвидации оказались 540 рабочих мест. Кроме того, в начале следующего года GM обещает объединить производство Saab 9-3, который собирают на заводе Saab в Трольхеттене, и Vectra, которую делает завод Opel в Руссельсхайме. При этом одно из производств будет закрыто. "Я не хочу делать из своей миссии сенсацию и не желаю устраивать аукцион между Германией и Швецией", — заявляет Перссон, имея в виду вопрос о сохранности там производств. "Мы готовы развивать партнерство в рамках программ по поддержке производства, которые предлагает ЕС", — отмечает Перссон.

Свою реакцию выразили лидеры профсоюзов. Крупнейший немецкий профсоюз IG-Metall, который представляет также и интересы работников автомобильной промышленности, назвал ситуацию с увольнением десятков тысяч сотрудников Opel "недопустимой". "Причины бедственного положения этого концерна не в завышенных производственных издержках, а в ошибках руководства", — заявил вице-президент IG Metall Бертольд Хубер. Профсоюзы намерены постараться найти пути решения проблем Opel, не прибегая к сокращениям персонала, или же добиться предоставления сокращаемым рабочим высоких компенсационных выплат.

Сомневаются в эффективности стратегии GM и крупные операторы рынка. "Они не добьются толка одним только сокращением издержек на выплаты рабочим. Нужно, чтобы и сама продукция работала на успех", — считает президент автоконцерна Porsche Венделин Видекинг. Он также отметил неадекватную роль зарубежных инвесторов для автопромышленности Европы: "Они не хотят нести никакой социальной ответственности, а просто настроены делать здесь быстрые деньги".

Примечательно, что массовые сокращения в Германии могут обернуться выгодой для восточноевропейских сборщиков продукции GM. Руководство уже заявило о планах по переносу значительной части производства из Германии в Польшу, где рабочая сила значительно дешевле. Помимо этого, GM активно работает и на постсоветском пространстве, в частности, в России (проект по сборке внедорожников Сhevrolet Niva) и в Украине на Запорожском автозаводе (сборка Opel). Как повлияет на загрузку конвейеров этих предприятий грядущая реструктуризация бизнеса GM — станет ясно до конца текущего года.

Справка

General Motors — крупнейший в мире производитель автомобилей. Первый завод компании за пределами США был основан в 1923 г. в Дании. В настоящее время европейскому подразделению GM принадлежат марки Saab, Opel и Vauxhall, и уже пятый год подряд деятельность GM Europe является убыточной. Попытки санировать европейский концерн были предприняты еще в 2001-м году, но ощутимых результатов не принесли. GM Europe обеспечивает работой около 63 тыс. человек.