Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Генеральный директор УАИБ Евгений ГРИГОРЕНКО: "Защищать интересы рынка должны не отдельные компании, а профессиональная ассоциация"

В сентябре прошлого года Совет Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса избрал генеральным директором организации Евгения Григоренко. Новый глава ассоциации должен был наладить более тесное сотрудничество не только с регулятором — Государственной ком

В сентябре прошлого года Совет Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса избрал генеральным директором организации Евгения Григоренко. Новый глава ассоциации должен был наладить более тесное сотрудничество не только с регулятором — Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, — но и с другими государственными институтами, а также увеличить ее возможности именно в сфере саморегулирования. Об оценке текущей ситуации в УАИБ и своих планах по развитию работы саморегулируемой организации Евгений Григоренко рассказал "Инвестгазете".

— Евгений Николаевич, на сегодняшний день УАИБ называют самой влиятельной саморегулируемой организацией на рынке совместных инвестиций — ИСИ и НПФ. Так чьи интересы вы представляете?

— Мы занимаемся проблемами совместного инвестирования ИСИ. Это пылесосы, которые собирают мелкие инвестиции в пулы в виде инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов и затем размещают их в инструменты, позволяющие защитить инвестиционные ресурсы от инфляции, то есть получить достойный прирост. Этот рынок в Украине еще совсем молодой и естественно нуждается в защите. До принятия Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" в данном сегменте могло существовать несколько организаций. Сегодня же в каждом виде деятельности может работать лишь одна саморегулируемая организация. Соответственно интересы рынка совместных инвестиций, организуемого компаниями по управлению активами, представляет и защищает УАИБ. Наша организация выступает своего рода внутренним иммунитетом, если сравнить с живым организмом, для институтов совместного инвестирования и компаний по управлению активами.

Сегодня, когда институты совместного инвестирования уже оперируют значительными капиталами, в том числе — средствами населения, а значит, берут на себя ответственность за социальные проблемы, вопросы обеспечения их дисциплины и финансовой стабильности выходят на первый план.

— Значит ли это, что требования УАИБ к своим членам могут быть более жесткими, чем требования Комиссии к профучастникам?

— Где-то выше, где-то на уровне. Понятно, что регулирование, которое осуществляется СРО, имеет некоторые особенности по сравнению с государственным регулированием. Оно более гибко, более оперативно, более адекватно постоянно меняющейся на финансовом рынке ситуации, зачастую более объективно, учитывая, что никто лучше тебя самого не знает и не может оценить твои действия. Эти же особенности характерны и надзору, осуществляемому СРО. Надзор, который осуществляется УАИБ, несет в себе элементы спроса и одновременно помощи в исправлении ситуации. Все это в конечном итоге направлено на укрепление репутации членов УАИБ — такое членство должно быть знаком качества для их клиентов.

— Как вы оцениваете перспективы и важность развития саморегулирования?

— Место саморегулируемых организаций в каждой стране определяется традицией, правом, политической системой и особенностями исторической ситуации. В зависимости от этих факторов, а также зрелости общества роль саморегулируемых организаций может быть большей или меньшей. Мне представляется, что задачи ускоренного развития рынка ценных бумаг и повышение его конкурентоспособности, столь актуальные для Украины, делают востребованными все механизмы институционального развития рынка — как государственные, так и негосударственные.

В частности саморегулирование дополняет меры по госрегулированию специфическими, присущими только ему, мерами по регулированию и надзору. Свойствами регулирования, осуществляемого СРО, являются гибкость, быстрота и глубокое понимание предмета, а надзора — широкий круг мер, применяемых самим рынком к его участникам, которые могут быть использованы для устранения недостатков.

— Если говорить непосредственно о рынке совместного инвестирования, насколько сложно защищать его интересы?

— Любую работу делать непросто, если делать качественно. Наша ассоциация, как ни какая другая на фондовом рынке, всегда была представлена людьми, прошедшими хорошую государственную школу. В должности исполнительного директора в УАИБ побывали три заместителя министров. Я — четвертый. И что интересно — все выходцы из Фонда государственного имущества Украины. По моему мнению, это не случайно, учитывая, что Фонд наиболее рыночная структура в госорганах, нацеленная на институциональные реформы, которая знает и фондовый рынок, и вопросы собственности и вопросы управления бизнесом. В УАИБ все это сполна востребовано, и здесь такое поле деятельности, где ты сразу видишь свои результаты. Плюс, безусловно, многообразный опыт работы в Кабинете Министров Украины, Администрации президента, на производстве, который позволяет мне сейчас решать те или иные вопросы.

— В отличие от банкиров и страховщиков, вы не имеете ярко выраженного лобби в парламенте и в структурах исполнительной власти…

— В парламенте у нас лобби нет по двум причинам: во-первых, надо очень много денег, чтобы лоббировать те или иные вопросы через парламентариев. А на сегодняшний день наши структуры пока только становятся на ноги и не имеют таких средств. Во-вторых, мы хотим не платить, а убеждать народных депутатов в том, что мы делаем. Это не наше личное желание, а интересы общества. Ведь сегодня ставки по депозитам в банках уже ниже коэффициента инфляции, поэтому наши граждане должны иметь в своем распоряжении институты совместного инвестирования. При условии, что они будут работать стабильно и надежно. Мы понимаем, что здесь существует скрытый конфликт интересов наших компаний и банков, ведь борьба идет за одни и те же деньги. Или взять тот же спор о месте и роли страховых компаний в системе пенсионного обеспечения. Здесь мы прямо заявляем народным депутатам и правительству, ревизуется годами создаваемая модель. Это опасно для будущих пенсионеров. У нас нет средств, чтобы материально заинтересовать вас в защите действующей модели. Но мы готовы показать обществу, кто в парламенте инициирует социальную нестабильность, поддерживая идею пересмотра модели негосударственного пенсионного обеспечения.

— Обсуждалась ли возможность ввести представителей рынка в новоизбранный парламент?

— Такие вопросы обсуждались, но люди не пошли по разным причинам. Основная — еще не поставлен на ноги свой бизнес. Сам он захватывает больше, чем политика.

— Какие основные направления государственной политики по развитию финансового рынка в первую очередь вы считаете актуальными с точки зрения профсообщества?

— На мой взгляд, таких направлений несколько. Первое — повышение конкурентоспособности институтов совместного инвестирования. Деятельность по повышению конкурентоспособности ИСИ включает в себя меры по развитию инфраструктуры финансового рынка и как главную меру — принятие закона об акционерных обществах и о депозитарной системе, системе рейтингования. На депозитарную систему возлагается задача по повышению надежности хранения ценных бумаг, а также снижения рисков операций с ними, издержек и в результате повышения ликвидности рынка. Повышение роли бирж тоже актуально. Важно, чтобы они стали местом эффективной торговли ценными бумагами. Еще внедрение принципов международного пруденциального надзора, который должен позволить более адекватно управлять рисками на рынке, а также другие. Важным является и осознание в обществе необходимости существования и развития институтов совмеcтного инвестирования — инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов.

Другое направление — расширение перечня и повышение качества финансовых инструментов. Реализация мер по данному направлению должна позволить преодолеть инструментальный примитивизм украинского рынка — обогатить его новыми операциями и стратегиями, которые широко применяются во всем мире. Важным является и вопрос рейтингования ценных бумаг.

Сейчас, когда на рынок совместных инвестиций пошло население, важным является вопрос устойчивой надежности профучастников.

ИСИ все более и более показывают готовность стать источником финансирования экономики, то есть выполнить свое основное предназначение. Для того чтобы они стали реальными финансовыми центрами, необходимо сделать еще многое — именно на это и направлена работа УАИБ.