Генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Евгений Григоренко: "Мы будем всячески отстаивать права миноритариев"

Похоже, кадровое усиление высшего звена Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса завершилось. В помощь Анатолию Отченашу приглашен экс-замглавы Фонда госимущества Евгений Григоренко. По сути, ассоциация получила человека, от участия которого зависит

Похоже, кадровое усиление высшего звена Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса завершилось. В помощь Анатолию Отченашу приглашен экс-замглавы Фонда госимущества Евгений Григоренко. По сути, ассоциация получила человека, от участия которого зависит отстаивание интересов миноритариев в органах государственной власти

Досье

Григоренко Евгений Николаевич

Должность: генеральный директор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса.

Дата рождения: 22 августа 1949 г.

Место рождения: п. Климово, Брянской области (РФ).

В 1971 г. окончил химико-технологический факультет Воронежского технологического института.

2001 г. — Институт развития фондового рынка, магистр финансов.

1994-2004 гг. — стажировка в учебных заведениях США и Европы.

С 1982 г. — заведующий экономическим сектором Украинского совета профсоюзов.

1992 г. — заведующий отделом по вопросам собственности и предпринимательства Кабинета Министров Украины.

С 1995 г. — первый замглавы Фонда госимущества Украины.

1997 г. — помощник премьер-министра Украины.

1998-2003 гг. — руководитель Управления экономической и социальной политики Администрации президента Украины.

С 2003 г. — первый заместитель главы ФГИ Украины.

16 августа 2005 г. назначен генеральным директором Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ).

Заслуженный экономист Украины.

Женат, имеет двоих сыновей.

— Евгений Николаевич, почему вы ушли из Фонда государственного имущества Украины?

— Я ушел по собственному желанию, уточню — ушел в отставку. Причины моей отставки заключались в том, что я и нынешнее руководство Фонда по-разному видели решение проблем приватизации и управления государственным имуществом. Я, в частности, был и остаюсь приверженцем снижения доли госсобственности до уровня, который может "потянуть" рыночная экономика. И не очень верю в качество управления госчиновником бизнесом, особенно там, где есть конкуренция. Кроме того, я считал и считаю, что комплектование специалистов Фонда должно осуществляться без учета принадлежности к какой-нибудь партии, а только на основании профессионализма и честного отношения к выполнению своих обязанностей.

— Кто вас пригласил в УАИБ?

— По долгу своей службы я уже давно работаю с фондовым рынком, хорошо знаком с членами Госкомиссии по ценным бумагам, знаю тех людей, которые сегодня работают на фондовом рынке. Предложение занять пост генерального директора ассоциации мне поступило непосредственно от председателя Совета УАИБ на основе тех консультаций, которые он предварительно провел с членами Совета. Не скрою, что у меня были более заманчивые предложения непосредственно от представителей бизнеса, но именно на этом месте мне легче реализоваться и использовать свой профессиональный опыт. Поэтому я и сделал окончательный выбор в пользу общественной саморегулируемой организации, играющей очень важную, как мне кажется, роль в построении рыночной экономики, фондового рынка Украины.

— В УАИБ вы работаете на общественных началах. Почему?

— У меня есть выбор: или я перехожу на штатную работу и держу трудовую книжку здесь, или работаю в этой организации на общественных началах, получая соответствующую компенсацию, которую мне предоставляет государство как ушедшему в отставку. С точки зрения экономического интереса мне выгоднее выполнять эту функцию на общественных началах. Конечно же, это не означает, что я несерьезно отношусь к данной работе.

— Нравится ли вам работа в общественной организации?

— Это не просто общественная организация, это ассоциация с очень большой долей государственных полномочий, давно и эффективно работающая на фондовом рынке Украины. Чрезвычайно высока ее роль в допуске на этот рынок новых участников. Например, если мы не даем добро, ни одна компания по управлению активами не может получить необходимую лицензию. Наряду с этим УАИБ призвана оказывать методическую, организационную помощь своим членам — компаниям по управлению активами. Учитывая, что такие компании для Украины — явление новое и во многом будут определять инвестиционный климат в стране, работа в данной организации не только интересна, но и крайне важна, что тешит мое самолюбие как профессионала и далеко не безразличного к делу построения цивилизованной рыночной экономики человека. Кроме того, у меня достаточно большой опыт работы не только в государственных структурах, но и в общественных организациях (в частности в профсоюзах).

— Сейчас между страховыми компаниями и пенсионными фондами существует противостояние из-за того, кому разрешат управлять негосударственными пенсионными фондами. Каким вы видите разрешение ситуации?

— Я бы сказал, что это не противостояние, а профессиональная дискуссия. Наша позиция заключается в том, что нужно минимизировать риски вкладчиков пенсионных фондов. Страховые компании должны выступать страхователями рисков, которые при этом возникают, но не управлять средствами пенсионных фондов. Этим должны заниматься компании по управлению активами, которые имеют для этого специально обученный персонал и необходимый опыт работы. Технология страхования и технология управления пенсионными фондами — это совершенно разные вещи. Тем более что не весь страховой рынок, а только отдельные компании хотели бы сегодня по упрощенной схеме "войти" в процесс управления этими активами. Наша позиция поддержана правительством, многими независимыми экспертами и в конечном итоге опирается на концепцию, утвержденную правительством.

— Кто конкретно из страховщиков вступает с вами в "дискуссию"?

— Сегодня мы ведем дискуссию с нашими коллегами из Лиги страховых организаций Украины. Они представляют интересы вышеупомянутых страховых компаний. Надо сказать, что не все страховые компании настаивают на пересмотре действующего законодательства, понимая ту опасность, которую несут предложенные страховщиками изменения для пенсионеров.

— Планируете ли вы выступать в защиту миноритарных акционеров?

— Ассоциация, которую я представляю, занималась и будет заниматься защитой прав прежде всего миноритариев, исходя из того, что мажоритарный акционер может защитить себя сам. Если мы сегодня не заступимся за институциональных и портфельных инвесторов, население, которое выступает в этой роли, то экономика Украины будет иметь моноструктуру вложения имеющихся у них инвестиций непосредственно в банки или "чулки". В стране никогда не сформируется институциональный инвестор, который является посредником между населением и реальным сектором экономики.

— Какие шаги для этого будут предприниматься?

— Всевозможные. И на уровне влияния на правительство, и разъяснения обществу важности поддержки миноритарных акционеров, и защита их прав в судах. Вы знаете нашу жесткую позицию в части защиты миноритариев в акционерном обществе Николаевского глиноземного завода, права которых мы отстаиваем в суде после того, как мажоритарный акционер самым грубым и беспардонным образом через деноминацию ценных бумаг лишил их права собственности. Кроме того, ассоциация всегда выступала сторонником принятия Закона Украины "Об акционерных обществах". В нем заложен справедливый механизм, предусмотрены права миноритариев на уровне международных стандартов, среди которых основным является право на возможность консолидироваться всем мелким акционерам воедино на основе механизма кумулятивного голосования или в обратном случае — право на возможность мелким собственникам продать свои акции мажоритарным акционерам по рыночной цене.

— Но ведь на сегодня в Украине фондовый рынок развит слабо, поэтому говорить об установлении рыночной цены не приходится. Что делать в таком случае?

— В таком случае как минимум должен существовать механизм независимой экспертной оценки. Но ни в коем случае оценкой не должен заниматься мажоритарий.

— Кроме "продвижения" Закона Украины "Об акционерных обществах", какие еще шаги будет предпринимать УАИБ для защиты прав миноритариев?

— Я уже сказал — "активно защищать их права в судах". Кроме того, мы будем способствовать активизации работы Госкомиссии по ценным бумагам в части расширения прав миноритариев и последующей их защиты. А также всемерно способствовать объединению миноритарных акционеров в защите своих интересов как в нашу, так и в другие общественные организации. Мы сегодня очень верим и рассчитываем на Юрия Ивановича Еханурова, который знает в этом толк и хорошо понимает, что фондовый рынок так же важен, как рынок зерна, металла, нефтепродуктов и т. п.

— Вернемся к Закону Украины "Об акционерных обществах". Когда вы прогнозируете его принятие?

— Этот закон не будет принят до тех пор, пока все его сторонники не объединят свои усилия. Наша ассоциация выступила с такой инициативой. У нас есть много союзников в этом вопросе — ПФТС, участники фондового рынка. Сейчас есть даже ряд эмитентов, которые уже осознали необходимость принятия этого закона, поскольку на сегодня у них созрела необходимость выхода с IPO на внешние рынки, где в первую очередь смотрят на наше законодательство. С его сегодняшним состоянием выходить компаниям на внешние рынки очень дорого.

— Что это за "сознательные" эмитенты?

— Это часть "голубых фишек". Уже и некоторые олигархи также осознали необходимость принятия данного закона. Например, СКМ уже сейчас начинает строить систему цивилизованного корпоративного управления. То же самое и с ИСД. Кроме того, мы хотим показать всему обществу, кто блокирует закон и почему он выступает против, чтобы это видел народ, который вскоре будет делать выбор в пользу тех или иных депутатов. Также, я думаю, мы подготовим открытое письмо президенту Украины, парламенту, правительству, где изложим обоснование необходимости принятия этого закона.

— Если я правильно понял, вы планируете принятие Закона "Об акционерных обществах" в течение ближайших трех-четырех месяцев?

— Я очень надеюсь на это.

— Что такое, по вашему мнению, цивилизованное лобби?

— Это лобби, которое соизмеряет интересы конкретной группы, которую оно представляет, с интересами общества. Здесь есть понимание того, что нельзя строить свое благополучие за счет благополучия других. Я считаю, что наша организация относится именно к такому цивилизованному лобби. Достаточно посмотреть на наши внутренние документы, их жесткость по отношению к нарушителям законодательства, а также на условия приема новых членов. Мы хорошо понимаем, сколь хрупок вид бизнеса, которым занимаются наши члены, и как трудно завоевать на нем доверие инвесторов, особенно населения.