Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег НАЗАРЕНКО: "Не надо нам защиты, не мешайте нам работать и развиваться"

Создание равных условий для конкурентной борьбы и возможность быть услышанными властью — две ключевые составляющие, которые глава ВААИД считает своей основной задачей

Создание равных условий для конкурентной борьбы и возможность быть услышанными властью — две ключевые составляющие, которые глава ВААИД считает своей основной задачей

— Олег Юрьевич, что вы подразумеваете под равными условиями?

— Приведу простой пример. Когда официальные импортеры ввозят автомобили, они вынуждены декларировать их официальную стоимость. Другого выхода у них нет. Например, если я как импортер завтра приду на завод за определенной партией автомобилей стоимостью каждой, скажем, 20 тыс. евро, и при этом попрошу задекларировать стоимость авто на уровне 10 тыс. евро, то со мной тогда просто перестанут разговаривать, и это будет мой последний визит на завод.

В то же время серый дилер, когда покупает автомобиль в автосалоне Германии, действует по другой схеме. У немецкого дилера своя цена, более высокая, чем у производителя, но серый дилер, когда приобретает автомобиль, оформляет его через так называемую "фирму-мотылек", которая может занизить стоимость авто. Тогда на таможне по этой машине уплачиваются все платежи, исходя из стоимости, которую установила эта фирма. Экономия на налогах позволяет продать этот автомобиль в Украине по более низкой цене, чем у официального оператора. Поэтому мы хотим, чтобы условия для всех игроков рынка были одинаковыми.

Также необходим паритет в позициях импортеров и производителей авто. Конечно, производитель должен иметь особые преференции, для того чтобы создавать рабочие места и развивать промышленность страны, но не в таком масштабе, в каком предлагают некоторые госчиновники.

— Какие?

— Я считаю, что производителю на сегодняшний день достаточно иметь преференцию 20%: пошлина на ввоз готового автомобиля сегодня 25%, пошлина на машинокомплекты для ввоза 5%. Если это полномасштабное производство, то пошлина нулевая.

— С каждым годом авторынок Украины растет. Защищать и представлять интересы операторов рынка становится сложнее...

— Не могу сказать, что сложнее — с каждым годом в органах власти нас понимают все больше. И в Верховной Раде, и Секретариате президента, и в правительстве. Мы хотим работать честно, и чиновники это понимают. Также с каждым годом растет авторитет ассоциации: мы начали работать еще в 1999 году, и тогда нас воспринимали не настолько серьезно. В состав ассоциации тогда входило 14 предприятий, сейчас — 84. Мы представляем большую часть авторынка Украины, поэтому с нами нельзя не считаться. И государство это понимает. Мы заключили меморандум о сотрудничестве с государственной таможенной службой Украины, согласно которому члены ассоциации получили право упрощенного порядка проведения внешнеэкономических операций. Каждый месяц мы подаем таможне данные о реальной стоимости ввозимых авто. Таможня нам доверяет, и процедура таможенного оформления упрощается не только для импортеров, но и для таможенников.

Также президент своим поручением создал рабочую комиссию по решению проблем, которые возникают на автомобильном рынке Украины, куда вошли представители министерств и ведомств, крупнейшие авто производители и т. д. Я, будучи не госслужащим, занимаю пост заместителя председателя комиссии.

— Если сравнить стиль работы прошлого и нынешнего правительств. Когда и с кем было легче работать?

— Сложно говорить, но после того, как президентом стал Ющенко, мы наконец добились создания Совета импортеров при Кабинете Министров. После трех лет работы мы сталкивались с проблемой, когда нам говорили, что "государство у нас экспортно-ориентированное", поэтому при Кабмине работал только совет экспортеров.

Но Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, своим поручением создала совет импортеров при Кабмине, и я стал заместителем председателя этого совета. Может мое мнение субъективно, но стиль работы Тимошенко мне очень импонировал, хотя не могу сказать, что при старой власти нас не понимали. Мы добивались решение возникающих проблем и при правительстве Кинаха, и при правительстве Януковича. Иногда приходилось встречаться с излишней формализацией, поэтому вынуждены были идти по длинной бюрократической цепочке. Юлия Владимировна своими решительными действиями иногда могла эту цепочку упростить. Достижениями ее правительства я считаю программу "Контрабанда-СТОП" и многое другое.

— Как строятся взаимоотношения ВААИДа с Секретариатом президента, с парламентом и с правительством? Где больше понимания?

— Иногда можно встретить непонимание в каждой из этих инстанций. Но в основном нас понимают и в Секретариате президента, и в Верховной Раде, и Кабинете Министров. Ведь автомобильный рынок растет, и властьдержащие понимают, что нужно учитывать интересы его участников.

— В прошлом году из состава ассоциации вышел крупнейший оператор авторынка — корпорация "УкрАвто" и аффилированные к ней компании, почему? Какие у вас сейчас отношения?

— У нас возникли противоречия, касающиеся интересов импортеров и производителей. Мы заинтересованы в более упрощенном доступе автомобиля к покупателю, а производитель заинтересован в создании таможенных барьеров, чтобы в первую очередь реализовывалась их продукция. Это нормальное явление, каждый защищает свои интересы.

Проблема возникла на пятый год существования ассоциации. Когда компании, входящие в состав корпорации "УкрАвто", вступали в состав ВААИД, "УкрАвто" на то время не имело отношения к Запорожскому Автозаводу, то есть не было производителем. После перехода АвтоЗАЗа под полный контроль "УкрАвто" ситуация изменилась. Нужно было определяться, и они приняли решение. Но сейчас мы продолжаем сотрудничество с корпорацией, так как у нас есть много общих проблем, например, борьба с серыми дилерами, проблемы с продажами новых автомобилей и т. д. Поэтому нас больше объединяет, чем разъединяет.

Аналогичная ситуация, к слову, и с концерном "Укрпромминвест". Когда они стали акционерами Луцкого автомобильного завода, они автоматически стали производителями. Некоторые производители ушли и создали свою организацию — Ассоциацию украинских автопроизводителей. Другие остались в составе ВААИД — это "Автоинвестстрой" (Кременчугский автосборочный завод), "Еврокар", Херсонский автосборочный завод "Анторус".