Главное — не высовываться

"Если не находишься на службе, нечего думать о государственных делах", сказал Конфуций много сотен лет назад, однако отечественные чиновники в большинстве своем "чтят заветы" китайского философа и поныне. Еще несколько лет назад, на этапе формирования си
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

"Если не находишься на службе, нечего думать о государственных делах",
сказал Конфуций много сотен лет назад, однако отечественные чиновники
в большинстве своем "чтят заветы" китайского философа и поныне. Еще несколько лет назад, на этапе формирования системы госслужбы, для успешной карьеры было достаточно просто попасть "в нужное время в нужное место" . Сегодня место "под солнцем" в коридорах власти зависит от другого фактора — близости чиновника к бизнес-группам и умения лоббировать их интересы

Пребывая в 1995 году в министерстве сельского хозяйства Чехии, еще до вступления этой страны в ЕС, мне пришлось наблюдать за работой его аппарата. Удивило то, что там было много посетителей из числа фермеров. Оказывается, чешский фермер может быстро получить здесь профессиональную консультацию. Чиновники могут помочь оформить документы на получение льготного кредита в банке, определить эффективность выращивания той или иной сельхозкультуры, составить бизнес-план. Это не означает, что для обслуживания работников сельского хозяйства существует громоздкий штат работников министерства. Просто для упрощения работы самих чиновников и с целью быстрого обслуживания населения все сельхозугодья страны занесены в базу данных в цифровом виде, и поэтому министерство полностью владеет информацией об эффективности работы почти каждого хозяйства, а также о структуре землепользования. Нет особых трудностей и в составлении достоверного прогноза урожая тех или иных культур. На наш вопрос к замминистру, почему такое внимание уделяется работникам села, он ответил, что главная их задача состоит именно в том, чтобы обслуживать фермеров и удовлетворять их запросы. Обобщая все требования сельхозработников, министерство разрабатывает аграрную политику. Одним словом, его работа в то время была полностью подконтрольна аграриям.
Если же министерство не справляется со своими обязанностями, фермеры могут запросто забросать здание тухлыми яйцами, как это произошло совсем недавно. А поводом послужила разница в размере дотаций, выделяемых чешским фермерам по сравнению с немецкими. Карьерный рост госслужащих в Украине особенно быстро происходил в первой половине 90-х годов. Это было связано с тем, что, по сути, в тот период заново создавалась вся система центральных органов. Появился целый ряд новых структур, начиная с Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомпредпринимательства и многих других. Закономерно, что немало молодых людей успели сделать в тот период неплохую карьеру чиновника. Многие из них сегодня стали народными депутатами. Но уровень зарплат чиновников всегда был намного ниже, чем в частных структурах, поэтому многие из состоявшихся специалистов были вынуждены переходить на работу в частные фирмы. Карьерный рост выше начальника управления или директора департамента и в то время был ограничен. Без поддержки и сейчас на высокие ранги даже хорошему специалисту не пробиться. О министерских же портфелях вообще говорить не приходится. Сегодня легко можно ответить на вопрос, какая ФПГ "кормит" того или иного министра. Четко видно, чьи интересы они лоббируют. Это связано также с тем, что самому министру трудно удержаться на посту без поддержки. С точки зрения принятия решений, в этом есть и определенный положительный момент. В связи с ростом зависимости от различных финансово-промышленных групп министры более свободно отстаивают свою точку зрения, невзирая на то, что, к примеру, премьер-министр или вице-премьер имеет противоположное мнение. Чтобы удержаться на своем посту, министрам частенько приходится лавировать между Кабмином, Администрацией Президента и Верховной Радой. Если глава ведомства вовремя не поздравит с праздником, днем рождения "нужного" чиновника высокого ранга из этих структур, это чревато для него увольнением. В такой ситуации говорить о стабильности в работе особо не приходится. Тем не менее, у многих наших чиновников за годы реформ выработался инстинкт самосохранения. Зачастую этот "кодекс чести" сводится к требованию — особо не высовываться, тогда как в зарубежных министерствах — наоборот, чиновник должен быть замеченным и узнаваемым. Именно этот факт всегда учитывается при оценке его деятельности.

О ранге замолвите слово

В последнее время ранги госслужащим почему-то активно присваиваются в связи с выходом на пенсию. Это не противоречит закону "О государственной службе", однако говорит о том, что на смену старым и опытным аппаратчикам приходят новые люди. Зачастую Президент Украины и Кабмин присваивает очередной ранг на основании выполнения так называемых особых ответственных заданий. Для лиц, которые работают на оборону страны, такое решение оправдано, что же касается служащих несиловых ведомств — можно поспорить.Следует отметить, что ранги, отвечающие должностям госслужащих первой категории, присваивает Президент Украины, второй — Кабмин. Остальные категории оставлены на усмотрение руководителей органов исполнительной власти. Особых привилегий и доплат госчиновники за ранги не имеют. Это касается прежде всего служащих 6 — 15 рангов. Повышение ранга позволяет им иметь более достойную пенсию и выплату по сравнению с другими гражданами, работающими в бюджетной сфере. Ранг также влияет на получение премиальных в конце года. Особым же статусом пользуются категории лиц, имеющие 1 — 3 ранг госслужащего. В то же время вы наверняка не узнаете, какими же привилегиями пользуются министры и главы комитетов, особенно после выхода на пенсию. Указ Президента еще от 16.03.94 г. №89 под названием "Вопросы обеспечения членов правительства Украины" до сих пор остается засекреченным. Вероятно, он касается материального обеспечения чиновников высокого ранга, которые уходят с госслужбы. К примеру, уже после выхода на пенсию экс-министру иностранных дел Анатолию Зленко был присвоен первый ранг госслужащего не только на основании положений закона о госслужбе, но и вышеназванного указа. Все понимают, что если человек проработал большую часть жизни на посту министра или члена правительства, то он имеет заслуги перед отечеством. Естественно, ему как государственному деятелю может быть предоставлена машина, охрана, госдача. Однако для того, чтобы заслужить эти почести, работать "на Грушевского" совсем не обязательно. Свежий пример — создание НАК "Энергетическая компания Украины". В проекте постановления о создании НАК отдельным пунктом указано, что председатель правления компании "по условиям медицинского и бытового ослуживания" приравнивается к министру. Как отнесутся к такой "уравниловке" в Кабмине, станет ясно после официального опубликования постановления. А в общем, решения о привилегиях все же, на наш взгляд, должны быть открытыми для всего общества, как это делается в других странах.