- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Глобальная инвестиционная паутина
Трудно сказать, в какой степени желание иностранного инвестора вкладывать деньги в экономику другой страны мотивировано его личными расчетами, а в какой — целенаправленной стратегией международных, региональных и национальных инвестиционных организаций
В одном из недавних докладов Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) с прискорбием отмечалось, что по результатам 2002 г. объем прямых иностранных инвестиций (ППИ) в мире составил всего около $540 млрд. Тем самым UNCTAD констатировал существенное сокращение глобального рынка ПИИ, объем которого еще в 2001 г. равнялся $735 млрд. Отметим: в 2000 г. этот показатель был еще большим — $1,492 трлн. Правда, тогда ведущие, экономически развитые страны только вступали в период застоя, углубление которого и стало главной причиной истощения глобальных инвестиционных потоков. Всего за один год объем ПИИ в некогда наиболее привлекательные для инвесторов страны — США и Великобританию — сократился как минимум в три раза. Так, Великобритания привлекла иностранных инвестиций в 2001 г. $54 млрд., а годом позже — только $12 млрд. Для Соединенных Штатов эти цифры таковы: $124 млрд. в 2001 г. и $44 млрд. в 2002 г.
Однако, в любом случае, даже существенное уменьшение объемов глобального рынка ПИИ оставляет его среди самых крупных финансово-экономических сегментов международной экономики, и он не смог бы эффективно функционировать без адекватной системы контроля. Каким бы ни был крупным и влиятельным тот или иной международный финансовый институт, он единолично не в состоянии контролировать инвестиционные потоки. Об этом свидетельствуют финансовые кризисы начала десятилетия в Аргентине и Турции, когда за считанные дни инвесторы вывели из страны десятки миллиардов долларов, спровоцировав тем самым кризисную ситуацию во всей мировой экономике. В тех случаях инвесторы мотивировались экономическими факторами, которыми, собственно, и руководствуются инвесторы, принимая решения о вложениях инвестиций за рубеж. Основываясь исключительно на экономических перспективах, ныне инвесторы предпочитают вкладывать свои капиталы в Китай, который на сегодняшний день, согласно данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), является лидером по привлечению ПИИ. За прошлый год инвесторы вложили $53 млрд., что на 20% больше, нежели в году предыдущем.
Инвестиционная верхушка
Однако текущие тенденции развития экономики являются хоть и важным фактором, влияющим на интенсивность инвестиционных потоков, но вряд ли единственным. В настоящее время существуют тысячи организаций — от международных до узко региональных — которые в состоянии влиять на распределение транснациональных инвестиций. Та же UNCTAD, входящая в структуру ООН, считается одним из самых авторитетных в мире аналитических агентств, отслеживающих все текущие тенденции в сфере глобальных инвестиций. Ежегодно организация публикует свой анализ состояния мирового рынка ПИИ, где приводит свежие данные об объемах иностранных инвестиций, направленные в крупные регионы и страны.
Подобные исследования, хоть и дают достаточно четкое представление о современном положении рынка ПИИ, однако мало чем, с практической стороны, могут быть полезны отдельному инвестору. Впрочем, организации на подобии UNCTAD и не ставят перед собой задачу оказывать прямую помощь инвестору. Помимо мониторинга, они преследуют цель по перераспределению инвестиционных потоков. К примеру, Foreign Investment Advisory Service (FIAS) — подразделение Всемирного Банка — занимается преимущественно разработками программ, направленных на улучшение инвестиционного климата в развивающихся странах. Тем самым стимулируя инвесторов вкладывать свои капиталы в зоны повышенного риска. Свои программы, которые, по большому счету, носят консультативный характер, FIAS реализовывает в 120 странах. В 1994 и 1998 гг. организация реализовала два проекта и в Украине. Первый, более ранний, представлял собой анализ и оценку инвестиционного климата нашей страны, другой — являлся рекомендациями относительно закона о предоставляемых иностранным инвесторам льготах. FIAS работает только с правительствами стран, предоставляя им разного рода консультационные услуги. Данная организация достаточно щедро спонсируется десятком стран-доноров из числа высокоразвитых экономических государств. К примеру, на нужды FIAS Люксембург и Италия выделили на период с 2001 по 2003 гг. по 300 тыс. евро, Великобритания в период 2000-2001 гг. — 2,8 млрд. фунтов стерлингов, Швейцария ежегодно выделяет по $1 млрд. Эти донорские вложения достаточно эффективны, поскольку 55-70% рекомендаций FIAS правительства развивающихся стран используют полностью или частично.
Более конкретную, для инвестора, работу проводит еще одна, не менее авторитетная, организация — Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), основанная в 1988 г. и также являющаяся структурой Всемирного Банка. Основная миссия MIGA — выдача финансовых гарантий под вложение инвестиций в развивающиеся страны. Подобные гарантии могут использовать как частные инвесторы, как и "дружеские" правительства. До 2001 г. организация выдала таких гарантий по проектам в 78 развивающихся странах на общую сумму $9 млрд. Хотя бюджет самой организации составляет всего $1 млрд.
В близком родстве с Всемирным Банком еще одна организация, деятельность которой направлена на защиту прав инвесторов. Речь идет об образованной еще в 1966 г. International Center for Settlement of Investment Disputes (ICSID). Она представляет собой международный арбитражный орган, решающий крупные межгосударственные споры, связаные с инвестиционной деятельностью. Помимо прочего, за время своего существования ICSID разработала 12 международных законов, касающихся инвестиционной деятельности, и взяла под контроль исполнение более 900 транснациональных инвестиционных соглашений.
Клуб охотников за инвестором
Кроме вышеперечисленных организаций, тесную работу с инвесторами ведут и негосударственные ассоциации, созданные по типу торговых палат. Наиболее крупной из подобных организаций является World Association of Investment Promotion Agencies (WAIPA), основанная в 1995 г. Ее члены — это около 160 национальных и региональных агентств по привлечению иностранных инвестиций. WAIPA фактически является промежуточным звеном между национальными агентствами и такими организациями, как FIAS, MIGA, OECD, UNCTAD. По сути, ее деятельность направлена на то, чтобы не оставлять национальные комитеты по привлечению иностранных инвестиций, которые есть практически в каждой стране, один на один с проблемой поиска инвестора. Сама WAIPA инвесторов не ищет. Однако она предоставляет широкий спектр обучающих и консультационных программ, направленных как раз на поиск самого кратчайшего пути к иностранному капиталу. Стать членом этой организации не сложно. Достаточно согласится на выплату ежегодного взноса в $2000 и, конечно, представлять собой структуру, деятельность которой направлена на привлечение иностранных инвестиций.
Зона контакта
Основной груз работы с потенциальным инвестором лежит, все же, именно на национальных агентствах. Сами по себе агентства не отвечают за создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране — это входит в задачи правительств.
Однако агентство в состоянии обеспечить инвестора всей необходимой информацией об условиях и объектах инвестирования в своем государстве. Информационная функция является основной для национальных агентств по привлечению инвестиций. И эта функция прослеживается даже через конкретные мероприятия, организовываемые ими. К примеру, в перечень задач основанного в 1994 г. эстонского инвестиционного агентства (Estonian Investment Agency — EIA) входит, наряду с созданием благоприятного инвестиционного имиджа страны, подготовка под индивидуальные заказы отчетов о состоянии и перспективах развития той или иной отрасли национальной экономики, организация визитов инвесторов, их поиск, и даже финансирование реструктуризирующихся предприятий.
За последние четыре года Эстония привлекла иностранных инвестиций на общую сумму 1,6 млрд. евро. Это высокий показатель для такой маленькой страны. EIA в этом процессе сыграла не последнюю роль. Ведь существование как раз таких организаций превращает потенциального инвестора в реального партнера.