Головные боли Нацбанка

В этом году Национальному банку придется смириться с тем, что его основные функции — денежное регулирование и надзор за банковской деятельностью — станут заботой не только его руководства. Все монетарные показатели придется согласовывать с Советом НБУ, на
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В этом году Национальному банку придется смириться с тем, что его основные функции — денежное регулирование и надзор за банковской деятельностью — станут заботой не только его руководства. Все монетарные показатели придется согласовывать с Советом НБУ, на 70% состоящим из депутатов, а контролем банковской сферы займется Генеральный департамент банковского надзора, который пока что входит в состав НБУ, но в недалеком будущем превратится в самостоятельное учреждение. От того, как НБУ сработается с этими двумя структурами, и будет зависеть дальнейшая судьба банковской системы.

Кардинальные изменения в деятельности НБУ никогда не поддерживались его руководством. Впрочем, как и менеджментом любого другого государственного учреждения, которому приходится делить часть своих прежних полномочий с наспех созданной структурой. Но при реорганизации Нацбанка речь идет, прежде всего, не о чувстве собственника обиженного руководства. Практически меняется вся система управления денежно-кредитным рынком и ее эффективность будет зависеть не только от Нацбанка.

Вначале Нацбанк хотели лишить практически всех полномочий, передав их Совету НБУ. Данная структура появилась после того как Президент подписал Закон "О Национальном банке Украины". Не смотря на очевидное несовершенство данного документа, он был принят только потому, что таковыми были требования МВФ. В данном случае, закон служил своего рода доказательством реальных шагов власти в области реструктуризации финансового сектора страны.

В проекте закона "О Национальном банке Украины" было записано, что Совет является высшим руководящим органом НБУ. Самому же правлению Нацбанка отводилась скромная роль исполнителей. При этом вся ответственность за принятые Советом решения ложилась на руководство центрального банка.

Столь сомнительное законотворчество Нацбанку удалось несколько подправить. Правда, не без помощи Президента, заблокировавшего деятельность Совета тем, что долгое время, вернее почти год, отказывался назначать свою часть представителей. В результате Верховной Раде пришлось принять поправки к Закону "О Национальном банке Украины", лишив Совет роли "первой скрипки" и практически уровняв его полномочия с полномочиями правления Нацбанка. Тем не менее НБУ все же потерял свою независимость. Представители Совета открыто заявляют о своих намерениях подправить некоторые макроэкономические показатели. Хотя это не является их обязанностями. Совет может только предложить правлению НБУ свое видение влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики. Так что весьма сомнительно, что Совет не станет оказывать влияние на сферы деятельности Нацбанка, напрямую не закрепленные за ним законодательно. К примеру, почему бы ему не отстаивать интересы определенных банковских групп? В Совет входят пять депутатов, в прошлом занимавших должности председателей правления крупнейших украинских банков, и еще один вице-президент комбанка. Можно, конечно, возразить, что Совет НБУ — орган, функции которого ограничиваются анализом текущего состояния денежно-кредитного рынка и рекомендациями по его нормализации . Однако в самом Нацбанке многие думают по-другому и вовсе не исключают возможного влияния членов Совета на руководство Нацбанка. Хотя официальная точка зрения НБУ нейтральна.

Теперь же Нацбанк занялся еще и созданием нового департамента, который в конечном итоге станет самостоятельной структурой, полностью независимой от правления. Генеральный департамент банковского надзора непосредственно займется контролем деятельности банковских учреждений. То есть выдачей лицензий, надзором, инспектированием и мониторингом банков.

На создании самостоятельной структуры, которой будет передан банковский надзор, настоял сам Президент. По его Указу Кабмин и НБУ должны были разработать комплексную программу развития банковской системы на ближайшие годы, в которой было бы предусмотрено создание двух дополнительных органов, отвечающих за надзор и реструктуризацию банков-банкротов.

Решение Президента вывести некоторые свойственные Нацбанку функции и передать их независимым органам было связано, прежде всего, с ростом количества неплатежеспособных банков. Сейчас из 195 банков 37 находятся в стадии ликвидации. Причем совершенно неясна ситуация с крупнейшим банком "Украина", который тоже попал в число неликвидных банковских учреждений.

Однако вряд ли созданный орган сможет заметно улучшить надзорные функции. Национальный банк намерен добиваться наращивания капитализации банковской системы. Далеко не все смогут выполнять требования НБУ, а, следовательно, банкротств не избежать: Украина находится на втором месте в Восточной Европе по количеству банков (после России) и на последнем по размеру их капитала. Более того, столь незавидное положение банковской системы связано, в первую очередь, с нестабильностью финансового рынка. В связи с этим недостатки в работе банковского надзора выглядят уже не столь очевидными. Хотя никто спорить не станет, что Нацбанку надзор все же следует несколько "подтянуть".

Именно поэтому Нацбанк не стал сразу же выводить из своего подчинения Генеральный департамент по банковскому надзору. Логичнее сначала отладить механизм надзора в рамках самого НБУ, создать филиалы департамента в областях, после чего предоставить ему статус независимого органа.

Хотя существует вероятность того, что в случае утери Нацбанком контроля над банковской системой могут возникнуть большие трудности при проведении денежно-кредитной политики. Ведь без мониторинга текущего состояния дел в банках довольно сложно оценить реальное положение дел на финансовом рынке. Кстати, подобная система регулирования коммерческих банков действует только в четырех странах — Бельгии, Канаде, Дании, Швеции и Швейцарии. Все эти проблемы Нацбанку и придется утрясти в течение ближайших трех-пяти лет.

С другой стороны, Генеральному департаменту вполне по силам оградить Нацбанк от лоббирования чьих бы то ни было интересов — конкретных банков или их групп. Например, в случае возникновения проблем в одном из банков предоставить ему несанкционированный кредит. Так что появление новой структуры внутри Нацбанка как нельзя кстати. Генеральный департамент может сослужить НБУ неплохую службу, выступив в роли буфера между правлением и Советом. Ведь последний не имеет прямого влияния на Генеральный департамент. Более того, со временем исчезнет возможность повлиять на него и опосредствованно, через правление.

Конечно, все зависит от того, кто будет "стоять у руля" вновь созданного департамента. Постановлением Нацбанка директором этой структуры назначен Петр Андрущенко, достаточно хорошо зарекомендовавший себя в банковских кругах. Поэтому в ближайшее время Генеральный департамент будет играть скорее на поле правления Нацбанка, а не Совета.

Однако в случае кадровых изменений независимость департамента из блага для НБУ может смениться во вред. Ведь скрыть недостатки в работе того или иного банка довольно просто. Кроме того, при проведении реструктуризации банковского учреждения всегда можно принять сторону одного из акционеров, заинтересованного, например, в скорейшем объявлении банка банкротом.

Существует и еще одна опасность — конфликт интересов НБУ и Гендепартамента. К примеру, первый, отстаивая идею укрупнения банковского капитала, будет только способствовать ликвидации мелких банковских учреждений, не способных найти средства для проведения капитализации. В результате у Генерального департамента появляются дополнительные заботы, которые могут быть расценены как недостаток банковского надзора.

Организационная структура НБУ

Председатель Совета НБУ Анатолий Гальчинский

Совет НБУ

Председатель НБУ Владимир Стельмах

Правление НБУ

Первый заместитель председателя НБУ Анатолий Шаповалов

Департамент монетарной политики Наталья Гребеник

Департамент валютного регулирования

Сергей Яременко

Департамент валютного контроля и лицензирования

Сергей Брагин

Экономический департамент

Лидия Воронова

Финансовый департамент

Ольга Кандыбка

Группа управления проектами международных кредитных линий

Государственная сокровищница

Группа экономических советников Анатолий Дробязко

Заместители председателя НБУ

Павел Сенищ

Департамент бухучета

Вера Рычаковская

Департамент информатизации

Анатолий Савченко

Департамент платежных систем

Виктор Кравец

Департамент персонала

Игорь Иванюк

Департамент внутреннего аудита

Мирон Романик

Операционное управление

Владимир Щуцкий

Центральная расчетная палата

Инженерно-технический центр

Ярослав Солтис

Департамент налично-денежного обращения

Нина Дорофеева

Департамент перевозки ценностей и организации инкассации

Владимир Мищенко

Управление делами

Управление строительства и реконструкции

Редакция периодических изданий

Территориальные управления

Банко-монетный двор

Центральное хранилище

Фабрика банкнотной бумаги

Владимир Кротюк

Юридический департамент

Василий Пасечник

Директор пруденциального надзора

Виктор Зинченко

Управление регистрации и лицензирования банков

Александр Пархоменко

Управление по вопросам работы с проблемными банками

Петр Андрущенко

Управление надзора за большими банками

Юрий Герасименко

Примечание: выделенные подразделения НБУ реорганизованы в Генеральный департамент банковского надзора, директором которого является Петр Андрущенко.