- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Голыми руками шахтеров не возьмешь
Страусиная политика государства в отношении угольной промышленности далее недопустима. Угольная отрасль в Украине является наименее реформированной среди всех прочих. Этот факт уже признан на самом высоком уровне. За десять лет реформ, сменяющие друг друга правительства делали только слабые попытки подойти к тому, чтобы изменить что-то в отношениях — государство — шахтеры. Во времена премьерства Валерия Пустовоитенко провести реформы в отрасли согласился помочь Мировой банк, для чего была подготовлена программа и выделены деньги. Все шахты поделили на четыре категории, в зависимости от рентабельности. И господдержка выделялась по категорийности. Шахты четвертой категории подлежали закрытию, однако до конца даже этот этап реформирования пройти не удалось. Нынешнее правительство по инициативе тогдашнего вице-премьера Юлии Тимошенко пыталось в прошлом году реформировать угольную отрасль с "кавалерийского наскока", путем внедрения угольных аукционов и декларирования массовой приватизации шахт. Однако, сопротивление отрасли реформам не было преодолено. До сих пор угольщики являются терра инкогнито для правительства, единственной отраслью промышленности, которая получает существенное бюджетное финансирование. Сейчас Кабмин по инициативе нового вице-премьера Олега Дубины трудится над новой программой реформирования — будет ли эта инициатива иметь успех, неизвестно. Известно лишь, что так дальше жить нельзя
УГОЛЬНУЮ шахту отличает от любого другого промышленного объекта один принципиальный момент — завод или фабрика, или электростанция может быть построена, выведена на определенный уровень мощности, после чего долгое время объект не требует особых капитальных вложений. Тогда как шахта для поддержания приемлемого уровня добычи угля и его себестоимости постоянно требует огромных финансовых вложений. За последние десять лет украинских реформ ни правительству, ни кому-либо другому не было дела до развития промышленности. Те капитальные вложения, которые осуществлялись, нельзя назвать ни эффективными, ни достаточными. В результате, пострадали многие отрасли экономики — металлургия, химическая и нефтегазовая, энергетическая. Но наиболее разительно ударило отсутствие инвестиционных ресурсов по угольной отрасли именно в силу ее отличия, о котором упоминалось выше.
Действительно, за десятилетие выведены из эксплуатации энергетические мощности по добыче 93 млн. тонн угля, при этом были введены новые мощности в объеме всего 8,6 млн. тонн угля ежегодно. В результате, с 164,8 млн. тонн угля, полученных украинскими шахтерами в 1990 году, мы скатились к 80 млн. тонн угля, добытых в прошлом году. Конечно, недостающий уголь можно частично заменить другим энергетическим ресурсом, но негативный эффект заключается в том, что вместе с падением объемов добычи, растет себестоимость угля.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaВЕДЬ В ЕГО цене львиную долю составляют энергозатраты и заработная плата. Его стоимость прямо зависит от производительности шахтеров. А она не может быть высокой на большинстве украинских шахт все по тем же причинам — отсутствия в достаточных объемах проходческих работ и неподготовленности шахтных пластов, а также из-за их плохих характеристик — в первую очередь по толщине пластов и условиям залегания. К слову сказать, над добычей 1 млн. тонн угля трудятся целый год 6000 украинских шахтеров. Тогда как в США столько же угля за год добывают 300 шахтеров, в Западной Европе — 1200 шахтеров, в Польше — 3000.
Сейчас, по оценкам экспертов украинский уголь намного дороже по себестоимости, нежели российский или польский — его цена колеблется в пределах $55/тонна. Даже уголь, добытый в Южной Африке на 20% дешевле с учетом транспортировки его в нашу страну. Декларируемая государством стоимость угля для потребителей составляет около $20/тонна. Разница в цене ложится на госбюджет в виде дотаций, на неплатежи, вылившиеся в 11 млрд. грн. кредиторской задолженности по отрасли и задолженности по зарплатам, составляющей 500 млн. грн. и другим социальным выплатам. Поэтому, чем меньше денег государство вкладывает в развитие угольной отрасли, тем больше денег оно тратит на покрытие убытков от ее деятельности.
Ежегодно из госбюджета на поддержку отрасли выделяется не менее 1 млрд. грн. На этот год сумма господдержки составляет 1,8 млрд. грн. шахтеры постоянно требуют увеличения бюджетного финансирования, так, в этом году они предлагали, по крайней мере, удвоить эту цифру. Такая тенденция спровоцирована несколькими причинами. Во-первых, неплатежи в отрасли стали настолько привычным явлением, что государственные финансы зачастую являются единственными денежными средствами, попадающими к шахтам. Естественно, угольщики страхуют себя от неплатежей за счет госбюджета. Во-вторых, развитие угольных шахт, которое происходит в основном за счет бартерных поставок оборудования, создает предпосылки к субъективному росту себестоимости угля. И последняя причина — поскольку правительство не имеет представления о том, сколько на самом деле стоит украинский уголь, то почему бы не заработать на этом невежестве.
Если государство хочет заменить уголь любым другим сырьем, оно должно знать, сколько и какого ресурса необходимо стране. И учитывать, что недра Украины в достаточном объеме содержат только уголь. По оценкам ученых, разведанных запасов его хватит еще на 350-400 лет. Поэтому Украина может рассматривать возможности снижения зависимости от российских энергоносителей только за счет увеличения объемов потребления угля — а это уже вопросы энергетической безопасности государства. Во всяком случае, для того, чтобы принимать какие-либо решения — то ли по закрытию шахт, то ли по развитию, нужен точный и всеобъемлющий энергетический баланс. Тогда, как до сих пор, по признанию вице-премьера Олега Дубины, в стране никто никогда не считал — сколько и какого ресурса нам нужно. Не говоря уже о долгосрочной перспективе.
Переориентация топливного комплекса на другие ресурсы или на импортный, более дешевый уголь, будет иметь еще одно негативное последствие — социальную напряженность. Известно, что из 190 работающих шахт, рентабельными в разные годы являются не больше 10%. При этом треть шахт производит 3-4% украинского угля. Закрыть их — означает лишить работы 300 тыс. человек, из которых более 100 тыс. собственно шахтеров. В любом случае, даже если у правительства хватит мужества и найдутся финансовые ресурсы для развития отечественной угледобычи, оно должно учитывать, что закрывать шахты все равно придется и массовые увольнения неизбежны. Решать будущую судьбу уволенных людей — тоже задача государства.
Вопросы, на которые никто не знает ответов
Начиная реформы в угольной отрасли, правительству придется решать комплексную проблему, можно даже сказать — задачку со многими неизвестными.
Для начала необходимо разработать честный топливный баланс страны, реально выполнимый, а не существующий только лишь в воображении чиновников. Он должен учитывать такие сложные проблемы, как энергетическая безопасность страны и финансовые возможности государства по развитию и поддержке угольной отрасли. Кроме того, должен учитываться такой немаловажный факт, как проходящая в электроэнергетической отрасли приватизация. Сейчас идет продажа областных распределительных компаний, на следующий год правительство запланировало продажу генерирующих компаний. Нужно понимать, что будущие частные собственники вряд ли захотят поддерживать угольную отрасль, покупая дорогой и некачественный отечественный уголь себе в убыток. Даже если это произойдет — то компенсировать такое решение они будут за счет тарифов на электроэнергию. И этот вариант тоже можно просчитывать. Составление всеобъемлющего и, как любит говорить премьер-министр, честного энергобаланса даст возможность продвигаться в реформах не от того, что есть, а от того — что нужно. В противном случае никакие цели реформирования достигнуты быть не могут ни в долгосрочной, ни в краткосрочной перспективе.
Имея баланс и определившись, сколько украинского угля должна получать ежегодно экономика — можно перейти к вопросам финансирования отрасли. И параллельно — к процессу консервирования лишних или априори нерентабельных мощностей. Этот этап включает в себя решение таких сложных проблем, как погашение или реструктуризация долгов предыдущих лет. Минимум, что должно обеспечить правительство для успешного выполнения этого шага — аккуратное поступление текущих платежей за отгруженный уголь. Что само по себе является делом нелегким.
Немаловажным фактором, способствующим успеху на втором этапе реформы, будет создание прозрачного рынка угля, то есть избавление отрасли от сплошного бартера. Выработка новой системы ценообразования и госдотаций.
Безусловно, государство в вопросах финансирования и развития должно стремиться минимизировать бюджетные расходы. Чему может способствовать изменение форм собственности на некоторых из шахт. Успешная работа таких шахт, как им. Засядько, "Красноармейская-Западная №1" и "Комсомолец Донбасса", которые де-факто, а последняя и де-юре, не являются государственными и не требуют вливания государственных средств — тому подтверждение. Конечно, по своим объективным характеристикам реально частный капитал может быть заинтересован в нескольких десятках шахт. С другой стороны, они в своей сумме дадут не меньше половины угля, заложенного в балансе.
Отсюда плавно вытекает следующая, самая важная и самая тяжелая стадия реформы — закрытие бесперспективных шахт и решение социальных вопросов. На ее осуществление, денег, пожалуй, понадобится намного больше, нежели на две предыдущие. Причем, опыт так называемой реструктуризации шахт предыдущих лет — когда процесс закрытия протекал вяло и непоследовательно, говорит о том, что закрывать необходимо быстро и массово. Что даст возможность избежать лишних бюджетных трат и не сделает процесс неуправляемым. Кроме того, такие финансовые организации, как Мировой Банк уже сотрудничали с Украиной по проекту реструктуризации угольной промышленности и показали свою заинтересованность в этом процессе. Хотя нельзя сказать, что проект удался. По некоторым данным, МБ готов выделить нам около $1 млрд. на новую программу, если будет уверен в ее эффективности. А она — эффективность, заключается в первую очередь в решении социальных проблем, связанных с увольнением шахтеров. Это не только одномоментное погашение долгов по зарплатам и регрессам, которые в общей сумме составляют 1,9 млрд. грн., это и лишение сотен тысяч людей, а зачастую и их семей, средств к существованию, закрытие шахтерских городов и др.
Фактически, у правительства есть четыре выбора в отношении увольняемых шахтеров:
- массовая безработица и связанная с ней социальная напряженность,
- предоставление уволенным шахтерам доступа к дешевым кредитам и грантам. Предыдущий опыт использования выделяемых средств под создание новых рабочих мест для уволенных шахтеров нельзя считать позитивным,
- трудоустройство работников с закрытых шахт на действующие,
- перераспределение трудовых ресурсов.
Безусловно, часть уволенных людей действительно предпочтет быть официально безработными. Возможно, некоторые смогут выгодно вложить те деньги, которые будут выделяться в качестве кредитов и грантов. Трудоустроиться на действующие шахты с закрытых при массовых и быстрых процессах смогут далеко не все. Последний путь — перераспределение трудовых ресурсов — видится наиболее реалистичным. Но и наиболее дорогим и сложным. Для его реализации правительство должно иметь четкую программу перераспределения трудовых ресурсов. Необходимо честно сказать шахтерам, что не все они получат работу там, где они живут. Многим шахтерским семьям придется переехать. Сегодняшний рынок труда вряд ли востребует уволенных шахтеров, а значит государству нужно создавать искусственные рабочие места.