Гонщики в парламенте

Мне запомнился один кадр из трансляции гонок "Формулы-1" 1998 года. Михаэль Шумахер, расстроенный, весь в красном, сидит где-то посредине трассы на отбойнике из шин, а мимо пролетает Хаккинен к своей победе. Тогда Михаэль потерял надежду на титул чемпиона

Мне запомнился один кадр из трансляции гонок "Формулы-1" 1998 года. Михаэль Шумахер, расстроенный, весь в красном, сидит где-то посредине трассы на отбойнике из шин, а мимо пролетает Хаккинен к своей победе. Тогда Михаэль потерял надежду на титул чемпиона за несколько кругов до финиша.

После прошедших выборов в парламент я вижу, как где-то посреди трассы политических гонок сидят возле своих сломанных машин расстроенные политики, которые не попали в ВР. И на примере Ф-1 я начинаю понимать, что случилось в нашем политическом чемпионате в позапрошлое воскресенье.

Известный факт — мощность болида не играет никакой роли в гонках. Она у всех одинаковая. Все дело в том, какой гонщик управляет этой мощностью на выходе из поворота. Гонщик — это то звено, которое отделяет победы команды от поражений.

На минувших выборах мы увидели, что на самом деле представляют из себя большинство участников политических гонок. Многих из них я знаю достаточно давно и удивлялся, зачем они вообще вышли на старт. Такие люди как Марчук, Пустовойтенко вывели свои партии на старт, явно пребывая в заблуждении, что им удастся вернуться в большие гонки. Может, машины у них и годились для гонок, но пилоты явно устарели. Я как избиратель плохо представляю себе, с какими идеями они вышли на старт. Результат выборов показал, что этого не знал почти никто в стране.

Зеленые вышли на старт, понадеявшись только на ярко-зеленую раскраску своего экологически чистого болида. Но, судя по цифрам, поступившим из ЦИК, он даже не завелся.

Были те, которых еще недавно считали политиками, умеющими вести себя на виражах. Они вылетели с трассы, как только стали известны результаты экзит-полов. Литвин, Кравчук, Костенко — у каждого из них в карьере есть удачные заезды, победы на этапах и даже титул политического чемпиона — как у первого президента Украины.

Вылетел бессменный победитель киевских гонок — Александр Омельченко. Скорее всего, здесь сыграли роль неадекватная оценка трассы и недооценка соперников.

У этих людей было все, что нужно для победы — деньги и технологии. Однако на выборах, в отличие от гонок, нет такого понятия, как поул-позишн, которую раньше обеспечивал админресурс. Раньше кандидат от власти мог рассчитывать на необходимый для победы гандикап в его пользу. Но только раньше.

Выборы подтвердили еще одну характерную проблему Ф-1. Технологические апгрейды могут давать преимущество, но только для машины. Так, "Наша Украина" прибегла к модному тюнингу своих партийных списков, поставив в первую пятерку Ольгу Герасимьюк и Руслану Лыжичко. Тем не менее результат не победный. Нельзя утверждать, что Руслана в списке — это неэффективно. Может, это даже как-то спасло ситуацию. Важно другое.

На этих выборах в Верховную Раду как никогда раньше была важна личность пилота. Его имидж в глазах избирателей, его позиция. Эмоции, которые его имя вызывало у избирателей.

Поэтому Янукович и Тимошенко показали лучшие результаты на финише. Их имена — на устах всех болельщиков. Каждый проголосовавший, к примеру, знает, почему именно Юля. Этим же можно объяснить и не впечатляющий результат коммунистов — осталось совсем немного людей, готовых их поддерживать только по традиции. Потому в эту кампанию эмоциональная составляющая в кампании коммунистов отсутствовала. Потому и проголосовали только те, кто голосовал так последние 50-60 лет своей жизни.

Это были гонки лидеров. Соревновались не партии.

За голоса избирателей боролись и победили — Янукович, Тимошенко, Ющенко и Мороз. Все остальные команды проиграли. Не из-за того, что у них украли голоса или у них малый электорат.

Просто гонщики оказались слабыми.