Госинвестиции ушли

Государственные холдинги сокращают свои капиталовложения. Повышение нормативов отчислений чистой прибыли, ликвидация многочисленных льгот и рост тарифов ставят под вопрос выполнение текущих инвестпрограмм. Некоторые предприятия с государственной долей соб
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Государственные холдинги сокращают свои капиталовложения. Повышение нормативов отчислений чистой прибыли, ликвидация многочисленных льгот и рост тарифов ставят под вопрос выполнение текущих инвестпрограмм. Некоторые предприятия с государственной долей собственности компенсируют нехватку инвестиций за счет привлечения денег из внешних источников

Завершающийся второй квартал не радует своими результатами по инвестициям. Это итог опроса крупнейших предприятий государственного сектора. Директорский корпус сходится во мнении, что бюджет выполняется в ущерб производственным интересам, а более всего страдают от социальной направленности бюджетной политики новой власти инвестиционные программы.

Не добавляет оптимизма и рост тарифов и цен на горючее. На некоторых предприятиях говорят так: "Мы прогнозируем, что наша инвестпрограмма в денежном эквиваленте со скрипом будет выполнена, но в позиционном плане, сами понимаете, сократится". Топ-менеджеры имеют в виду то, что часть средств, предусмотренных, например, на приобретение оборудования, уйдет на уплату возросших налогов на это же оборудование. Кроме того, компании жалуются на негативное влияние возросших так называемых ежеквартальных авансовых платежей, провоцирующих кассовый перекос, который непосредственно сказывается на инвестиционных платежах.

На "Крымском Титане", 51% акций которого принадлежит государству, сложившуюся ситуацию обрисовали наиболее предметно. Коммерческий директор предприятия Дмитрий Никулин сообщил, что в прошлом году инвестиции в ЗАО составили $120 млн., которые были использованы преимущественно на развитие производства серной кислоты, необходимой в технологическом процессе. "В конце прошлого года, — рассказывает топ-менеджер, — посредством технического аудита и с помощью иностранных специалистов предприятие разработало комплексную программу инвестирования завода, согласно которой уже в 2008 году производство двуокиси титана увеличится до 120 тыс. тонн". Увеличения выпуска продукции запланировано добиться прежде всего путем снижения энергоемкости производства. Именно на последней составляющей делают акцент крымчане. По словам г-на Никулина, если не решить "энергетический" вопрос сейчас, то при обещаемой цене на газ в следующем году ничего не останется, как просто свернуть производство.

В целом же, по данным коммерческого директора, в 2005 году предприятие запланировало освоить $43 млн. капиталовложений. График выполнения этих планов в первом квартале еще не вызывал сомнений. Ведь до конца марта предприятие могло использовать прибыль для реинвестирования согласно льготам, предоставляемым ТПР "Крым". Во втором же квартале ситуация кардинально изменилась. "Все импортное сырье обложили пошлиной, и себестоимость тонны продукции соответственно увеличилась на $50", — объясняет директор. К тому же теперь, по его словам, предприятие вынуждено платить пошлину (до 15%) на импортное специализированное оборудование. "Увеличив таможенные затраты и сумму уплачиваемого НДС, мы вынуждены подкорректировать планы по инвестициям. Фактически $43 млн. остаeтся, но надо понимать, что теперь оборудования будет закуплено меньше, зато будут увеличены отчисления в бюджет", — подытожил Дмитрий Никулин.

В монополисте "Укрзализныця" "Инвестгазете" сообщили, что капиталовложения сейчас осуществляются с учетом приоритетных первоочередных программ отрасли. Там не опровергли предположение, что повышение норматива отчислений госпредприятиями части прибыли с 15 до 50% сказывается на объемах инвестирования. От этого, по словам специалистов транспортного гиганта, страдает содержание и обновление основных фондов. "В качестве альтернативного ресурса на данном этапе используются заемные средства в виде кредитов отечественных банков и международных финансовых организаций, например, ЕБРР", — заявили нам в пресс-службе ведомства. Там же проинформировали о том, что средства на финансирование из госбюджета, как это предусмотрено Законом "О железнодорожном транспорте", практически не выделяются. Следовательно, капитальное строительство, реконструкция магистральных линий тормозятся.

Эти претензии подтвердил и министр транспорта Евгений Червоненко, написавший на прошлой неделе открытое письмо премьер-министру. Содержание этого послания сводится к тому, что предприятия отрасли исправно наполняют бюджет, но взамен из казны не получают даже необходимого минимума. Учитывая сложившуюся ситуацию, в самой "Укрзализныце" не исключают, что будут вынуждены инициировать пересмотр установленных весной нормативов отчислений чистой прибыли.

Разузнать о ходе инвестирования в других крупных госпредприятиях было непросто. В "Нафтогазе Украины", например, эту информацию вообще сочли секретной. А в некоторых других госкомпаниях нам сообщили, что никаких крупных программ по капиталовложениям в этом году у них просто не предусмотрено. Правительство отвергло все предложения еще на начальном этапе согласования. Впрочем, ситуация может изменится в 2006 году. По крайней мере в бюджетной резолюции речь идет именно об инвестиционной направленности бюджета.