Госкомпании учатся жить в кредит

Государство стало все чаще привлекать кредиты для развития отраслей. Примеру недавно проводившего тендер на кредитора Минугля последовала "Укрзализныця", которая проведет на следующей неделе конкурс по отбору банков для привлечения кредитов в размере $80

Государство стало все чаще привлекать кредиты для развития отраслей. Примеру недавно проводившего тендер на кредитора Минугля последовала "Укрзализныця", которая проведет на следующей неделе конкурс по отбору банков для привлечения кредитов в размере $80 млн.

Государственным предприятиям всегда не хватало средств на обновление производственных мощностей, поэтому износ основных фондов в отраслях, давно не имевших финансовых вливаний со стороны частных инвесторов, очень высок.

Сегодня, похоже, государство выбрало путь решения этой проблемы. Совсем недавно Минугля провело конкурс по привлечению кредитов коммерческих банков. Теперь же государственная администрация железнодорожного транспорта "Укрзализныця" решила идти ва-банк. Предприятие проведет конкурс на привлечение банковских кредитов в размере $80 млн. По словам начальника пресс-службы "Укрзализныци" Оксаны Макаренко, предприятие рассчитывает на активность банков и надеется, что в конкурсе примут участие большое количество банковских структур. По словам аналитика компании Foyil Securities Ирины Тригуб, в конкурсе смогут участвовать не менее пяти банков, поскольку сумма кредита немаленькая, и предполагается, что победителем будет не один банк. Аналитик компании "Миллениум Капитал" Алексей Некраса считает, что в тендере примут участие как крупнейшие украинские банки, так и иностранные банки, обосновавшиеся в Украине. Список участников конкурса пока не известен, но можно предположить, что будут австрийский Raiffeisen Bank, BNP Pakidas и Calyon, которые знают рынок и обосновались в Украине путем покупки отечественных банков.

По словам Оксаны Макаренко, открытый конкурс был объявлен еще 23 июня, но банки смогут подать свои заявления на участие до 4 июля 2006 года. "Укрзализныця" обещает, что объявит имена победителей

7 июля, в последний день подачи конкурсных предложений. По словам Ирины Тригуб, банки могут дать кредит предприятию при условии не менее 13% годовых, что должно быть привлекательным предложением как для украинских, так и для иностранных банков. Однако Алексей Некраса уверен, что самый низкий годовой процент, а значит, и самый доступный для государственного предприятия, будет исходить от иностранного банка, включая российские или европейские. Со своей стороны, "Укрзализныця" рассчитывает, что привлечет необходимый объем средств на самых лучших и выгодных для себя условиях. По мнению аналитиков, самыми привлекательными проектами для банков станут те, которые смогут окупить себя в короткий срок и минимизировать финучреждение возможными рисками. "Проекты, срок окупаемости которых короткие, будут более привлекательны для банков, потому что риск таких проектов гораздо меньше", — считает Ирина Тригуб.

Из опрошенных "Инвестгазетой" крупных украинских банков желание поучаствовать в тендере УЗ высказал "Хрещатик". Так, по словам председателя правления банка Дмитрия Гринжука, "Хрещатик" будет принимать участие в конкурсе только на взаимовыгодных условиях. Поскольку "Укрзализныця" является крупным клиентом, банк может предоставить кредит единоразово.

На что потратить

Руководство железнодорожного монополиста привлеченные за счет кредитов средства планирует использовать на развитие. В первую очередь, кредиты пойдут на реализацию программы обновления подвижного состава. По информации пресс-службы "Укрзализныци", сумма кредита сроком на 5-7 лет будет использована поэтапно. Так, 152,5 млн. грн. пойдет на покупку семи электровозов, 187, 5 млн. грн. — на пассажирские вагоны, а остальные деньги будут потрачены на капитальный ремонт грузовых вагонов. Кредит, который пойдет на ремонт грузовых вагонов, будет привлекаться на 1-3 года.

Сегодня парк подвижного состава железных дорог Украины в целом изношен на 70%, а большинство локомотивов и вагонов были сконструированы 30-40 лет назад. Кроме этого, большая часть парка эксплуатируется за счет продления нормативно установленного срока службы благодаря проведению капитально-восстанавливающих работ на базе ремонтных депо железных дорог и вагоноремонтных заводов. По словам Оксаны Макаренко, согласно Закону Украины "О железнодорожном транспорте Украины" предусматривается покупка подвижного состава для перевозки пассажиров за счет государственных средств, но бюджет не выделял денег. В результате за последние 15 лет было куплено лишь 100 вагонов. По словам Алексея Некрасы, износ основного состава "Укрзализныци" составил 60-80%, поскольку крупных закупок давно не производилось.

Финансовый план предприятия, который был утвержден Кабинетом Министров, не позволяет аккумулировать достаточно денежных ресурсов для полноценного обновления парка подвижного состава. Так, "Укрзализныця" должна привлечь 2,3 млрд. грн., на которые планируется приобрести 3300 грузовых и 100 пассажирских вагонов, 96 вагонов электропоездов, 8 единиц рейсовых автобусов.

Также в планах "Укрзализныци" выпустить пассажирский вагон исследовательской партии для состава поезда "Киев — Москва". По словам генерального директора "Укрзализныци" Василия Гладких, ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" разработало новый тип пассажирского вагона, конструкция кузова которого позволяет развивать скорость до 200 км/ч. Этот тип вагона будет отличаться от существующих пассажирских новым современным оборудованием, экологически чистыми санитарными системами, герметическими кондиционерами, системами охраны и противопожарной сигнализации, автоблокированием входных дверей. По словам Василия Гладких, предприятие закупит финские скоростные составы "Пендолино", которые позволяют развивать скорость 250 км/ч, и скоро откроет скоростное сообщение "Харьков — Москва".

Крупнейшие инвестиционные расходы "Укрзализныци" в 2006 г.

· покупка пассажирских вагонов — 377,4 млн. грн.

· покупка грузовых вагонов — 676,4 млн. грн.

· строительство Дарницкого вокзала "Киев" и пригородного вокзала (Харьков) —581,3 млн. грн.