Господа с амбициями транснационалов

Похоже, таких мировых гигантов, как Nestle или Kraft Foods, украинские кондитеры своими конкурентами не считают. Зато перенимают у них транснациональные амбиции, проводя активную экспансию в соседнюю Россию

Похоже, таких мировых гигантов, как Nestle или Kraft Foods, украинские кондитеры своими конкурентами не считают. Зато перенимают у них транснациональные амбиции, проводя активную экспансию в соседнюю Россию

Кондитерская отрасль СССР была сегментирована по территориальному принципу. Производство более прибыльной продукции — шоколадных конфет — было уделом российских фабрик. Украинские предприятия производили в основном карамель и дешевое печенье. В общем, так и происходила дифференциация российских и украинских сладостей: дорогое и дешевое.

За короткий срок отечественным кондитерам удалось вытеснить с рынка импортную продукцию, доля которой в середине 90-х гг. достигала более 70%. Завалив Украину сладостями, местные игроки рынка обратили свой взгляд на Россию. В течение последних лет доля экспорта в общем объеме производства украинских кондитеров составляла более 30%, а у некоторых компаний — до 40%. Конкуренция с украинской продукцией, более 50% которой составляла карамель, заставила российских производителей лоббировать введение ограничений на украинский импорт. В середине 2001 года Россия ввела 21%-ную пошлину на украинскую карамель. Впрочем, момент для ограничения аппетитов украинских компаний был утрачен — большинство из них уже обладали достаточными финансовыми ресурсами для организации производства на российской территории. В 2002 году Roshen покупает кондитерскую фабрику "Ликонф" в Липецке. В результате по итогам прошлого года Roshen заняла около 5% российского рынка кондитерских изделий.

А вот концерн "АВК", экспортирующий до 33% своей продукции, от покупки российских производств пока воздержался. Владимир Авраменко объяснял это рядом причин, главная из которых — сложность построения собственной дистрибуции в стране со значительной площадью, коей является Россия. Сам В. Авраменко вошел в совет директоров кондитерской фабрики "Волжанка", принадлежащей крупному кондитерскому концерну России "Сладко". Г-н Авраменко утверждал, что его пригласили поработать американские инвесторы "Сладко" как человека, хорошо знающего отрасль. Тем более что на тот момент дела у российского концерна шли не так уж и хорошо, и он распродавал свои активы. Сотрудничество со "Сладко" помогло "АВК" консолидировать и укрепить его российские схемы сбыта. Однако через полтора года Авраменко покинул совет директоров "Волжанки", заявив, что тем не менее продолжает переговоры о сотрудничестве с рядом российских производителей.

Зато "Киев-Конти" от своей стратегии агрессивного завоевания рынка никогда не отступала. О намерении купить кондитерскую фабрику в России руководство компании заявило еще в начале 2003 года. В 2004 году "Киев-Конти" официально объявила о покупке кондитерского производства в Курске.

- Кондитерская корпорация Roshen, доход в 2003 г. — 1,4 млрд. грн., убыток в 2003 г. — 2,4 млн. грн. — 23,5%

- "АВК", доход в 2003 г. — 644,8 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 22,3 млн. грн. –12,6%

- Производственное объединение "Киев-Конти", доход в 2003 г. — 372 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 26,6 млн. грн. — 9,9%

- Харьковская бисквитная фабрика, доход в 2003 г. — 215,5 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 14,4 млн. грн. — 4,7%

- Кондитерская фирма "Свиточ", доход в 2003 г. — 477,9 млн. грн., убыток в 2003 г. –4,4 млн. грн. – 4,5%

- "Світ ласощів", доход в 2003 г. — 95,5 млн. грн., убыток в 2003 г. — 8,8 млн. грн. – - 3,8%

- "Полтавакондитер", доход в 2003 г. — 162,7 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 4,7 млн. грн. — 3,7%

- "Житомирські ласощі", доход в 2003 г. — 149,6 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 8,7 млн. грн. — 3,2%

- "Одесса", доход в 2003 г. — 152,9 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 367 тыс. грн. — 3,1%

- Запорожская кондитерская фабрика, доход в 2003 г. — 81,2 млн. грн., прибыль в 2003 г. — 772 тыс. грн.– 2,4%

- Kraft Foods Украина, доход в 2003 г. — 642,9 млн. грн., убыток в 2003 г. — 19,4 млн. грн. – 2,4%

- Остальные — 26,1%

Источник: официальные статистические данные