Государственное управление Минэкономики займется продажами

Правительство передало Министерству экономики все полномочия по реализации имущества предприятий-банкротов, которые были отобраны у Агентства по вопросам банкротства. Решение о создании департамента по вопросам банкротства Кабмин принял 27 марта. Департам

Правительство передало Министерству экономики все полномочия по реализации имущества предприятий-банкротов, которые были отобраны у Агентства по вопросам банкротства

Решение о создании департамента по вопросам банкротства Кабмин принял 27 марта. Департамент будет подчинен Министерству экономики и является полномочным госорганом по этому вопросу. Как отметил первый заместитель министерства Сергей Романюк, вопросы ликвидации предприятий и признания их неплатежеспособными давно интересовали государство, однако госконтроль над этими процессами был незначительным.

По данным Минэкономики, с 2000 года, когда начал действовать Закон "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом", было возбуждено 45 тыс. дел о банкротстве. Только для 119 предприятий эта процедура завершилась восстановлением платежеспособности. А вот 33 тыс., то есть 73%, предприятий-банкротов, было ликвидировано.

"Фактически был создан механизм ликвидации предприятий, а не механизм восстановления их финансово-экономического состояния", — заявил в ходе пресс-конференции первый замминистра Сергей Романюк.

Банкротство как коррупционная схема

Обанкротить компанию может практически любой желающий поглотить чужой бизнес. Для такого захвата специально покупали чужую задолженность с целью возбуждения дела о санации или ликвидации предприятий.

Чиновники считают, что причиной такой ситуации была неспособность предупредить банкротство предприятия на начальном уровне путем проведения мониторинга финасово-экономической ситуации.

Также недостаточно эффективным признан институт арбитражных управляющих. По словам чиновников, система подбора таких специалистов была непрозрачной и не требовала от них опыта работы. Кроме того, процесс проверки лицензионных условий хозяйственной деятельности был формальным, в результате чего проследить за предприятиями и тем, как они живут, было достаточно сложно.

Наиболее распространенной схемой банкротства было доведение компании до санации с последующей продажей ликвидных активов. Особенно страдало от этого имущество госпредприятий. С помощью санации оно выводилось из-под госконтроля.

Практикуется также банкротство с целью неуплаты налогов и выплаты обязательств.

"Было немало случаев, когда псевдобанкротами становились очень успешные компании. Воспользовавшись мораторием на выполнение обязательств, они спокойно переводили свои активы в другие структуры и продолжали работать. Тогда как по долгам и налогам они не платили. Говорили, что у них ничего нет, показывая соответствующие документы", — отметил арбитражный управляющий Сергей Карпенко.

Чиновники обещают навести порядок

Создав департамент, правительство намерено установить прямой контроль над сферой банкротства, повысить полномочия госрегулятора. Чиновники также намерены в ближайшее время провести переаттестацию арбитражных управляющих, ужесточив условия получения лицензии на этот вид деятельности.

Вопросы банкротства госпредприятий планируют передать в управление специальных чиновников — арбитражных управляющих. Их обязанностью будет не допустить ликвидацию предприятия, одновременно обеспечив выполнение долговых обязательств перед кредиторами.

На месте Агентства по вопросам банкротства, решение о ликвидации которого Кабинет министров принял в сентябре 2005 года, будет создана хозрасчетная структура, которая будет заниматься исключительно продажей имущества ликвидированных предприятий. "Иной деятельности эта структура вести не будет", — подчеркнул Сергей Романюк. Таким образом, считает замминистра, основной вид хищения госсобственности путем доведения до состояния санации и продажи ликвидных активов уже не сможет состояться.

Агентство по вопросам банкротства было создано в 2000 году и было подчинено Министерству экономики. Главная его специализация — предоставление услуг в процессе банкротства предприятий. В частности Агентство определяло порядок продажи активов, выступало организатором торгов и конкурсов по продаже активов, создавало информационную базу неплатежеспособных должников. Этой структуре было также поручено разрабатывать план санации.

С 2000 года, когда начал действовать Закон "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом", было возбуждено 45 тыс. дел о банкротстве

Ликвидация Агентства должна полностью завершиться к 1 июня 2006 года.

В правительстве также намерены разобраться с налоговиками, исключив их "право первой ночи" в отношении имущества предприятий банкротов. Дело в том, что представители налоговой имеют право первыми взыскать долг предприятия перед государством.

"Не раз так бывало, что налоговики забирали все самое ликвидное имущество, так что потом о восстановлении платежеспособности должника не могло быть и речи. Приезжая не место события, арбитражные управляющие видели после налоговиков одни только голые стены. Из помещений вывозили все, что представляло мало-мальскую ценность", — отметил Павел Михайлиди, президент Союза кризис-менеджеров Украины.

Арбитражные управляющие не хотят монополии

За пять лет работы Агентство фактически превратилось в обыкновенного оператора по реализации имущества, чем-то напоминая риелтора, продающего чужое.

"Отличие его от других риелторов в том, что оно заняло на этом рынке полную монополию. Это приводило к продаже имущества по заниженным ценам, в результате кредиторы не смогли сполна получить свои долги, так как часть денег оставалась в карманах работников агентства", — считает Михайлиди. По его словам, в вопросе продажи имущества банкротов следует переходить исключительно на рыночные отношения.

"На рынке достаточно профессиональных арбитражных управляющих, которые смогут продавать имущество по рыночным ценам, имея за это свои проценты. От этого, по-моему, выиграют как кредиторы, так и должники", — считает президент Союза кризис-менеджеров Украины.

Новосозданный департамент по своим функциям ничем не отличается от ликвидируемого агентства. Это заставляет задуматься, не связано ли его возникновение (причем на второй день после выборов) с возможными кадровыми ротациями в Министерстве экономики. Эксперты замечают, что к руководству этим государственным органом должны приходить не профессиональные чиновники, а профессионалы рынка. Задача Минэкономики — создать рыночные условия, а не нового монополиста в сфере реализации имущества банкротов.