НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Государство отпустит энергорынок

Западные инвесторы, выкупившие в апреле акции украинских облэнерго, существенно осложнили "правила игры" на отечественном энергорынке. Если раньше правительство и другие государственные структуры, регулирующие энергетический сектор, чувствовали себя хозяе
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Западные инвесторы, выкупившие в апреле акции украинских облэнерго, существенно осложнили "правила игры" на отечественном энергорынке. Если раньше правительство и другие государственные структуры, регулирующие энергетический сектор, чувствовали себя хозяевами на рынке, не стесняясь при необходимости прибегать к жестким административным методам влияния на его участников, то теперь, после всех обещаний либерализировать оптовый рынок электроэнергии, "порядок" на энергорынке украинским властям придется наводить уже при помощи экономических рычагов

Иностранные компании, пришедшие на украинский рынок, оказались не единственными, кто заявил о необходимости реформирования энергорынка Украины. Уменьшения влияния государственных органов на энергорынке потребовали и представители облэнерго, правда, по несколько иной причине. Ведь раньше, когда украинские распределительные компании гласно или негласно связывали с большими финансово-промышленными группами, бизнес в энергетическом секторе в основном носил "теневой" характер (благодаря наличию прямых договоров, взаимозачетов, работы на давальческом сырье и т.п.). Однако после того как государство сосредоточило в своих руках контроль за основными финансовыми потоками и работать "по старинке" стало тяжело, возникла необходимость либерализации энергорынка.

Промедление с реформами на энергорынке не способствует успешному проведению следующего этапа приватизации энергокомпаний и осложняет отношения Украины с международными финансовыми организациями.

Тем более что за последние годы эти компании успели достаточно поднатореть во всех нюансах "украинского энергетического бизнеса", что позволяет им смотреть в рыночное будущее электроэнергетики с определенной долей оптимизма.
Украинские власти не отрицают необходимости реформ на энергорынке и всячески демонстрируют свою готовность проводить эти реформы. Доказательством этому стало принятие большого количества документов, призванных нормализовать ситуацию в ТЭК, к примеру, Закона "Об основах функционирования оптового рынка электроэнергии Украины". Теперь государству необходимо только определиться, что именно будет меняться в первую очередь и в какие конкретно сроки эти изменения будут введены в реальные отношения участников энергорынка.

Зарубежный опыт реформ энергорынка, которые реализуются на данном этапе

Страна

Основные направления реформирования

Турция

Создание регулирующего органа, состоящего из 7 человек, ответственного за назначение тарифов, выдачу лицензий для генерирующих и распределительных компаний, осуществление общего надзора за рынком. Государственная вертикально-интегрированная компания TEAS будет разделена на 3 части: генерация, сети и сбыт. Планируется приватизация генерирующих и сбытовых компаний. Купля-продажа электроэнергии будет осуществляться на оптовом рынке на основе двусторонних контрактов

Бельгия

Все потребители, подключенные к высоковольтным сетям, смогут выбирать поставщика электроэнергии к концу 2004 г. Также предполагается разделение передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее время дистрибуция на 70% контролируется компанией Electrabel и на 30% — муниципальными властями. Предполагается, что местные власти увеличат свое влияние в распределительных компаниях, тогда как Electrabel создаст новые сбытовые компании

Греция

Компании, потребляющие не менее 100 ГВтч электроэнергии в год (это примерно 30% рынка), смогут самостоятельно выбирать поставщика электроэнергии. Остальные компании смогут работать по этой схеме к 2005 г.

Китай

Ослабление монополии государства в ТЭКе, строительство новых электрических сетей и подстанций (в Китае примерно 60 млн. жителей не получают электроэнергию); открытие рынка для западных компаний; внедрение новых технологий в электроэнергетике; приватизация государственных компаний