НБУ курс:

USD

41,60

--0,07

EUR

43,81

+0,11

Наличный курс:

USD

41,75

41,70

EUR

44,20

44,05

Государство ужесточает контроль

В Украине принята "Концепция легализации программного обеспечения и борьбы с нелегальным его использованием". Появление этого документа можно рассматривать, с одной стороны, как признание на государственном уровне существования данной проблемы, а с другой
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

В Украине принята "Концепция легализации программного обеспечения и борьбы с нелегальным его использованием". Появление этого документа можно рассматривать, с одной стороны, как признание на государственном уровне существования данной проблемы, а с другой — как попытку государства ее разрешить

С момента назначения Государственного комитета связи и информатизации Украины (ГКСИ) главным разработчиком Концепции (постановление КМ от 29.04.2000 №747) и до появления Концепции прошло более года. В начале декабря 2001 г. ГКСИ внес проект Концепции на рассмотрение Кабинета Министров, после чего документ 4 месяца дорабатывался и согласовывался.

Вместе с тем, Концепция не дает определения "легализации" и имеет "реферативный" вид. В ней не предусмотрены санкции в случае игнорирования организационных мер по легализации ПО. Главным исполнителем и организатором работ по легализации ПО и борьбе с его нелегальным использованием определено Министерство образования и науки при участии Генштаба Вооруженных Сил Украины. Можно предположить, что Министерство образования оказалось в такой роли благодаря известному сотрудничеству с корпорацией Билла Гейтса — правообладателем широко распространенных в Украине программных продуктов (а точнее, массово используемых пиратских версий). Напомним, что минувшей осенью Минобразования и представительство Microsoft в СНГ подписали меморандум о локализации офисных приложений MS Office XP и льготных условиях распространения этого программного продукта в системе образования Украины.

История "порока"

До недавнего времени, приобретая компьютер, мы не задумывались о его "интеллектуальной начинке", а тем более о соблюдении авторских прав производителя программного обеспечения. Последнему такое положение дел до поры до времени было выгодно в расчете на будущие дивиденды. Наводнив постсоветское пространство своим программным продуктом, он добился его повсеместного использования. Таким образом, с момента расцвета информационных технологий в начале 90-х годов сформировалась многолетняя психологическая зависимость украинцев от "дармовых" программных продуктов Microsoft. К примеру, большинство населения Украины, а также государственные структуры не знакомы с каким-либо другим офисным продуктом, кроме Microsoft Office. Теперь же пришло время "пожинать урожай" — корпорация Microsoft намерена защищать свои авторские права, опираясь на ст.176 УК Украины "Нарушения авторского права и смежных прав".

Несмотря на предусмотренную законом уголовную ответственность, существует ряд причин, сдерживающих процесс легализации ПО в государственных структурах:

Финансовая. Если раньше системный администратор мог найти нужную программу на любой раскладке за смешную цену или бесплатно скачать ее версию из Интернета, то сегодня речь идет о реальной стоимости ПО. А это уже десятки, сотни и даже тысячи долларов.

Диспропорция между ростом компьютерного парка и ежегодно выделяемыми бюджетными средствами на информатизацию. Из года в год потребность госорганов в компьютерной технике возрастает, тогда как средств на финансирование его закупки не хватает.

Несовершенство нормативно-правовой базы. К примеру, на законодательном уровне не определены условия списания морально устаревшего программного продукта вместе с компьютерной техникой и его переинсталляция.

Психологическое невосприятие реальной стоимости продукта интеллектуального труда.

Доступность пиратских копий. Даже если в корне уничтожить торговые точки, подобные киевскому рынку "Петровка", наводненные компакт-дисками за 10 грн., останется Интернет. В этой связи пиратство вряд ли исчезнет. Не стоит сбрасывать со счетов и продавцов компьютерной техники. Как правило, вместе с техникой они продают ОЕМ-версию программного продукта. А на отказ покупателя ему негромко предложат установить нелегальную копию на порядок дешевле — всего за 30-50 грн.

Таким образом, "прикормленная" некогда бесплатным коммерческим продуктом и его пиратскими копиями Украина оказалась в трудном положении. Отказаться от использования пиратских продуктов — эта ситуация сродни положению курильщика, которого заставляют избавиться от вредной привычки.

Ревизия ПО

В этом году разработчик Концепции, Госкомсвязи, инициировал государственный статистический отчет по программным продуктам, используемым юридическими лицами всех форм собственности, которые имеют на балансе вычислительную технику. Всем им пришлось заполнять объемный "Отчет о состоянии информатизации". Разработанная Госкомстатом форма отчетности представляет собой 4 страницы формата А-3 и включает 5 разделов: "Наличие парка вычислительной техники", "Используемые программные продукты", "Разработка программных продуктов" (имеются в виду продукты, разработанные на предприятии), "Наличие и использование баз данных", "Наличие и использование компьютерных сетей и телекоммуникационных пакетов". Причем в разделе, посвященном используемым продуктам, помимо строки "количество инсталляций" также требуется подтвердить "крестиком" наличие лицензии. Хотя, как отмечают в Госкомстате, полученная информация относительно наличия лицензионного ПО вряд ли может претендовать на достоверность. Объясняется это очень просто — опрашиваемые боятся уголовной ответственности за использование нелицензионных программных продуктов.

Каждому — свое

Пока Госкомстат обрабатывает полученные данные (результаты ожидаются к концу июля), мы обратились непосредственно в государственные ведомства и организации с целью выяснить их отношение к проблеме легализации ПО, а также внутреннюю политику по этому вопросу. В ответ на десяток запросов оперативно откликнулись лишь Верховная Рада, Кабинет Министров, "Ощадный банк Украины" и ГНАУ.

В Секретариате Кабмина нам назначили встречу уже на следующее утро. Как выяснилось, на рабочих станциях Секретариата КМУ в 90% случаев установлена ОС Windows и стандартные продукты Microsoft. Еще используется Novell и Lotus Notes. "Сейчас мы стараемся уйти от стандартного программного обеспечения Microsoft, — говорит начальник управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий департамента внутренней политики Секретариата КМУ Виктор Бондарь. — У нас разрабатывается десяток программно-технических комплексов под Секретариат КМ. Это связано, во-первых, с экономией средств. Во-вторых, Microsoft дает стандартный программный продукт, который не позволяет нам решать внутренние проблемы автоматизации".

В конце декабря прошлого года в здании правительства вступила в действие единая телекоммуникационная сеть. Ее создание обошлось в 12,5 млн. грн. Аналогов этой сети в Украине сейчас нет. Этот проект признан лучшим проектом года в Европе. Новая телекоммуникационная система охватывает Секретариат КМУ, Минфин, Минэкономики и может обслуживать около 4 тыс. пользователей. С вводом новой системы была изменена политика администрирования сети. Она позволяет управлять каждым компьютером и каждым портом персонально. Права доступа ограничиваются администраторами сети и администраторами ПО.

По словам Виктора Бондаря, в Кабинете Министров насчитывается 700-800 компьютеров. Техника закупается с ОЕМ-версией. "Ежегодно мы обновляем около 150 компьютеров. В этом году на обновление парка компьютерной техники (и автоматически программного обеспечения) было выделено 600-800 тыс. грн.", — добавил он.

На запрос откликнулось и управление компьютеризованных информационных систем и сетей ВР. "В Верховной Раде с самого начала использовались только лицензионные продукты. Поэтому, что мы должны легализировать, мы не знаем", — таков был их короткий ответ.

Со стопроцентной уверенностью относительно использования лицензионного ПО нам ответили в ГНАУ. "Все программные продукты, обеспечивающие жизнедеятельность ПК, у нас легальны, — отметил заместитель председателя ГНАУ Владимир Росоловский. — Уже третий год, согласно закону, мы осуществляем закупки на тендерной основе. Получаем все компьютеры с инсталлированным программным продуктом, являющимся легальным, как говорит поставщик. По словам Росоловского, в Государственной налоговой администрации Украины насчитывается свыше 100 тыс. единиц различной оргтехники, в том числе более 20 тыс. принтеров. Компьютерный парк состоит из 38 тыс. компьютеров и около 500 серверов по всей Украине. Ежегодная потребность ГНАУ составляет 10 тыс. компьютеров: примерно 8 тыс. — для обновления парка и 2 тыс. — на его увеличение. Практически на всех компьютерах ГНАУ установлена операционная система Windows, в зависимости от срока закупки — 95, 97 и 2000 версии. Установка любого программного продукта на любой компьютер и его использование осуществляется только централизованно. При этом ГНАУ — одна из немногих госструктур, на информационное обеспечение которой выделяются средства из госбюджета.

В отличие от ГНАУ, основным источником финансирования закупки техники и программного обеспечения "Ощадного банка Украины" являются собственные средства. Банк насчитывает 7 тыс. филиалов и 20 тыс. операционных работников. В прошлом году департаментом информационных технологий банка совместно с консультантами TAСIS были разработаны и утверждены стратегия развития информационных технологий на 2001-2004 гг. и техническая политика "Ощадбанка". В области программного обеспечения банк придерживается двух основных концепций: унификации ПО в рамках установленных корпоративных стандартов и перехода на использование только лицензионного ПО. Как отметил первый заместитель председателя правления "Ощадного банка Украины" Анатолий Гулей, в прошлом году в ходе проверок налоговой милицией, в том числе и региональных отделений "Ощадбанка", нелицензионного продукта выявлено не было.

Впрочем, не все из опрошенных с готовностью поделились интересующей нас информацией. Так, в Минэкономики нас попросили оформить официальный запрос, а потом все же отказались предоставлять информацию об используемом ПО. Почему-то сочли эти данные закрытыми и в Госкомстате. Заранее прогнозируемый отказ последовал от силовиков. Как нам объяснили в пресс-службе СБУ, "на вопросы, касающиеся внутренней деятельности ведомства, информация обычно не предоставляется". А вот начальник информационно-аналитического управления одной государственной акционерной холдинговой компании в неофициальном разговоре по телефону сразу признался, что все ПО приобретается на "Петровке". Правда, более подробно побеседовать о программных продуктах согласился после официального запроса в его организацию (в результате руководство этой компании отказалось что-либо сообщать). Госкомсвязи и главный исполнитель Концепции, Минобразования, а также Генпрокуратура, к сожалению, не смогли уложиться с ответом в отведенные нами сроки.

В результате общения с немногочисленными представителями государственных структур все же обозначились некоторые тенденции. Так, в 90% случаев в качестве офисного пакета используется ПО Microsoft. Однако на госуровне в большинстве случаев не существует договоренностей с Microsoft и другими разработчиками ПО о каких-либо скидках или специальных условиях. Закупки техники в основном производятся на тендерной основе. Практически всегда вместе с компьютером приобретается ОЕМ-версия. Это самый распространенный способ пополнения компьютерного парка для центральных органов власти. Финансирование осуществляется за счет средств госбюджета, а также других источников, не запрещенных законодательством. Хотя на любом уровне ощущается дефицит финансирования информационных проектов. В целом госорганы восприняли Концепцию по легализации ПО как призыв платить за право пользования лицензионным продуктом. И лишь некоторых высокая стоимость коммерческого ПО заставила задуматься об альтернативе (ОС Linux) или удешевлении его стоимости (это могут быть программные продукты, разработанные отечественными программистами).

Наличие персональных вычислительных машин по состоянию на 1 октября 2001 г. в некоторых органах исполнительной власти

Всего единиц

Во всех органах управления*

689039

Министерство образования и науки

103785

ГНАУ

26819

"Ощадный банк Украины"

17277

Минтопэнерго

15206

Министерство аграрной политики

9726

Госкомсвязи

9402

Минфин

8322

Гостаможслужба

7780

НБУ

7079

Кабинет Министров

1980

Госкомитет информационной политики, телевидения и радиовещания

1568

По данным Госкомстата Украины.

* включая также различные организации, союзы и национальные фонды.

Некоторые меры по легализации ПО в органах государственной власти (согласно Концепции, утвержденной распоряжением Кабинета Министров от 15.05.2002 №247-р*):

обязательность приобретения лицензионного ПО при закупке компьютерной техники;

запрет на незаконную инсталляцию нового программного обеспечения;

использование бесплатных аналогов коммерческого программного продукта;

разработка планов перехода на лицензионное локализированное ПО.

Предусматривается, что финансирование мер, связанных с реализацией заданий Концепции, будет осуществляться за счет средств госбюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Средства в госбюджете, выделяемые госорганам на информатизацию

2001 г.

2002 г.

Министерство образования и науки

"Мероприятия, связанные с охраной интеллектуальной собственности" — 19 млн. грн.

Госдепартамент интеллектуальной собственности "Мероприятия, связанные с охраной интеллектуальной собственности" — 6,05 млн. грн.

ГНАУ

"Создание единой информационно-аналитической системы органов государственной власти" — 57 млн. грн.

"Создание единой информационно-аналитической системы органов государственной власти" — 54,4 млн. грн.

Госкомсвязи

"Национальная программа информатизации" — 8 млн. грн.

"Национальная программа информатизации" — 8 млн. грн.

Минфин

"Создание единой информационно-аналитической системы органов государственной власти" — 25 млн. грн.

"Создание автоматизированной информационно-аналитической системы финансовых органов" — 25 млн. грн.

Кабинет Министров

"Создание единой информационно-аналитической системы органов государственной власти" — 12 млн. грн.

"Создание интегрированной телекоммуникативной информационно-аналитической системы Дома Правительства" — 12 млн. грн.

"Организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Кабинета Министров Украины" — 28,925 млн. грн.

Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции

"Развитие инфраструктуры предоставления информационных услуг через Интернет" — 14,06 млн. грн.

Управление делами Верховной Рады Украины

"Создание единой информационно-аналитической системы органов государственной власти" — 9 млн. грн.

"Создание информационно-аналитической системы органов законодательной власти" — 9 млн. грн.

"Организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности Верховной Рады Украины" — 23,8 млн. грн.

Госказначейство

"Создание информационно-аналитической системы органов Государственного казначейства" — 30 млн. грн.