НБУ курс:

USD

41,09

-0,00

EUR

45,59

-0,00

Наличный курс:

USD

41,35

41,30

EUR

45,95

45,80

Государство возвращает корабелов. ФГИУ расторгнул договор по покупке ЧСЗ. Бывший инвестор попытался сменить руководство завода

Долгая история конфликта государства и собственника ГАХК "Черноморский судостроительный завод" (ЧСЗ) подошла к логическому завершению. 11 августа глава Фонда государственного имущества Украины Михаил Чечетов заявил на пресс-конференции о том, что договор

Долгая история конфликта государства и собственника ГАХК "Черноморский судостроительный завод" (ЧСЗ) подошла к логическому завершению. 11 августа глава Фонда государственного имущества Украины Михаил Чечетов заявил на пресс-конференции о том, что договор о купле-продаже 90,25% акций ЧСЗ расторгнут

Напомним, что данный госпакет акций был продан в прошлом году малоизвестной компании — Николаевской малотоннажной верфи (НМВ). Впрочем, реальным покупателем судостроительного завода стал собственник верфи — киевская компания "Украинские ценные бумаги" (УЦБ). Ведь очень сомнительно, чтобы верфь с годовым оборотом чуть более 2 млн. грн., строившая в основном спортивные яхты, могла найти 120 млн. грн. для оплаты сделки. Тем не менее, после приватизации завода новые владельцы начали переводить все активы бывшего государственного холдинга в свои структуры, причем тогда, когда сделка еще не была завершена и госпакет не выкуплен. Так было создано ЗАО под названием "Черноморская судостроительная компания". Кроме УЦБ собственниками общества стали две иностранные компании — Shipping Technology Limited (Канада) и Helwick Investments Limited (Шотландия). Последняя, кстати, была акционером судостроительной верфи "Меридиан" и Черноморского машиностроительного завода, которые являются структурными подразделениями ЧСЗ.
Таким образом, таинственному собственнику (на рынке ходят слухи, что за тремя компаниями стоит один акционер) удалось сконцентрировать в своих руках всю былую мощь ЧСЗ. А потенциал у завода немалый — на его территории, например, находятся стапели для постройки авианосцев. "Гражданские" мощности комбината рассчитаны на постройку танкеров и рыболовецких траулеров, которые могут принести собственнику до $200 млн. в год. И это без учета огромной территории, которую можно использовать для постройки различных грузоперевалочных терминалов.
Впрочем, этот потенциал оказался так и не использованным инвестором. По крайней мере, сразу же после приватизации начались проблемы даже с оплатой оговоренных 120 млн. грн. — сумма не была выплачена на протяжении заявленных двух месяцев. Компания выплатила за этот срок лишь 60 млн., а уже несколько дней спустя Печерский районный суд по иску миноритарного акционера НМВ запретил компании перечислять оставшуюся сумму ФГИУ.
Непосредственные события, которые предшествовали решению Фонда расторгнуть договор, не вселяли особого оптимизма по поводу дальнейшей судьбы завода — убытки только в прошлом году составили более 20 млн. грн., а доход сократился на 16,5% — до 121 млн. грн. Кроме того, инвестор не смог погасить долги по зарплате в размере 11,6 млн. грн. с соответствующими выплатами в Пенсионный фонд, хотя по условиям приватизации обязан был сделать это на протяжении 6 месяцев. Долги по зарплате только увеличились. Эта ситуация привела к тому, что в середине июля 150 работников ЧСЗ митинговали у проходной, требуя выплаты долгов по зарплате. Кроме того, рабочие требовали пересмотреть результаты приватизации и провести расследование правоохранительными органами фактов расхищения имущества предприятия. Тогда же стало известно и о выводе активов с предприятия. Руководство ЧСЗ передало плавкраны и объекты незавершенного строительства другому юридическому лицу, входящему в состав холдинга — компании "Меридиан", аффилированной через своих акционеров с Николаевской малотоннажной верфью. Отчуждение имущества не было согласовано с ФГИУ, хотя холдинг де-юре по-прежнему находится в государственной собственности, и, по словам народного депутата Украины, экс-губернатора Николаевской области Николая Круглова, процесс передачи вообще проводился на безоплатной основе.
Последней каплей стало намерение частных акционеров провести собрание, на котором планировалось принять решение о дополнительной эмиссии акций сразу нескольких предприятий, входящих в холдинг, и размыть участие в них ЧСЗ. Акционеры ЧСЗ на собрании 26 мая решили увеличить уставный фонд на 150 млн. грн. (до 279,196 млн.) путем допэмиссии акций. И это в тот момент, когда дело об отмене результатов приватизации находилось в апелляционном суде.
Действия новых собственников вызвали бурный протест не только в самом Николаеве. Спецкомиссия Верховной Рады по приватизации еще 15 января приняла решение обратиться к Генпрокуратуре с предложением вмешаться в ситуацию с продажей завода, вернуть незаконно отчужденные основные фонды, а в случае наличия оснований — принять меры по аннулированию результатов конкурса.
Таким образом, решение ФГИУ стало логичным завершением всего процесса "хозяйствования" предыдущих собственников на заводе. Примечательно, что разрыв договора купли-продажи ЧСЗ — единственный в нашей стране пример реприватизации в связи с невыполнением инвестором своих обязательств. Однако на этом процесс возврата завода в собственность государства еще не завершился. Необходимо тщательно проверить и отследить все операции по выводу активов из предприятия, чтобы был возвращен весь комплекс, а не только одно название флагмана судостроения. По информации источников, близких к руководству предприятия, сразу же после объявления о разрыве договора в Николаев на предприятие прибыла делегация во главе с инвестором Игорем Чуркиным. И события начали приобретать весьма интригующий характер. Бывший собственник, по информации того же источника, попытался сменить генерального директора. И время для этого выбрано подходящее: генеральный директор находится с делегацией на Олимпиаде в Афинах, а все видные чиновники — в отпусках. Но чиновники из Минпромполитики вовремя пресекли "самодеятельность" не состоявшегося акционера завода. Не исключено, что цель столь молниеносного визита инвестора на предприятие — успеть вывести с ЧСЗ все нужные активы. Поэтому всем контролирующим органам необходимо взять под контроль процессы, происходящие на ЧСЗ. А приватизационному ведомству, как отметил глава Фонда Михаил Чечетов, предстоит искать нового серьезного инвестора.