Гривня возьмет курс на уровень инфляции

Темпы обесценивания национальной валютной единицы и динамика роста валютного курса изменяются по своим, отличным друг от друга траекториям. За два последних года инфляция составила примерно 185%, а девальвация — 83,7%. В связи с этим Президент потребовал
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Темпы обесценивания национальной валютной единицы и динамика роста валютного курса изменяются по своим, отличным друг от друга траекториям. За два последних года инфляция составила примерно 185%, а девальвация — 83,7%. В связи с этим Президент потребовал от правительства и Нацбанка привести оба процесса в соответствие

ГЛАВА государства потребо­вал от НБУ и Кабмина принять меры для преодоления диспропорции между курсом гривни и уровнем инфляции. При этом Леонид Кучма указал на необходимость удержать уровень годовой инфляции в рамках 13,5%.

Таким образом, прави­тельство и Национальный банк должны будут выбирать — либо придется сокращать темпы роста наличных в обо­роте, либо несколько отпус­тить курс. По всей видимости, НБУ выберет нечто среднее.

Президент уже неодно­кратно выражал свое недо­вольство низкой кредитной активностью банковских уч­реждений. По его словам, только 40% банковского капи­тала кредитуют украинскую промышленность, да и то в виде краткосрочных займов, что не содействует даль­нейшему росту эконо­мики.

А это означает, что ресурсную базу бан­ковской системы стра­ны необходимо расши­рять. То есть банки должны получить бо­лее дешевую гривню, которую потом можно использовать для дол­госрочного кредитования отечественного производителя.

Накачать рынок деньгами можно, на­пример, за счет актив­ной скупки валюты на рынке. Но здесь НБУ может столкнуться с проблемой перенасы­щения рынка и, соот­ветственно, чрезмерного ук­репления курса гривни. Тем более что, по прогнозам Нац­банка, девальвация гривни в 2001 году составит приблизи­тельно 7%, тогда как инфля­ция должна быть загнана в рамки 13,6%.

Вывод напрашивается сам собой. Национальный банк несколько снизит свою активность на валютном рын­ке. То есть выкупать валюту НБУ будет по-прежнему, но в гораздо меньших объемах, чем сейчас. Соответственно, гривня, возможно, несколько уступит позиции доллару. А насытить рынок гривневыми ресурсами можно за счет снижения резервных требо­ваний и учетной ставки, бла­годаря чему НБУ сможет про­финансировать банковскую систему более дешевыми кредитами.

Впрочем, выбрать идеаль­ное соотношение темпов ин­фляции и девальвации будет не так-то и просто. К тому же низкие объемы выданных бан­ками кредитов не обязательно возрастут, если будет получен доступ к дешевым деньгам. Проблему кредитования при­дется решать еще и на законо­дательном уровне. Уже гото­вятся инициированные Нацбанком нормативные акты, предполагающие усиление прав кредитора перед заем­щиком.