"Хочешь остаться лидером — должен думать наперед", — убеждена генеральный директор компании "Украфлора" Елена Букало

В условиях усиливающейся конкуренции компаниям приходится искать новые пути сохранения занимаемых позиций. А если целью является усиление влияния на рынке и завоевание лидерского пьедестала, то без кардинально новых и революционно прогрессивных перемен пр
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В условиях усиливающейся конкуренции компаниям приходится искать новые пути сохранения занимаемых позиций. А если целью является усиление влияния на рынке и завоевание лидерского пьедестала, то без кардинально новых и революционно прогрессивных перемен просто не обойтись. Об особенностях и эффективности применения инновационного менеджмента в условиях отечественного бизнеса мы говорили с Еленой БУКАЛО

— Как вы определяете для себя понятие "инновационный менеджмент"? Каковы особенности развития данного направления в рамках отечественного бизнеса?

— Вообще, само понятие "менеджмент" в Украине присутствует не более 10 лет. Отечественный бизнес сегодня находится на том этапе развития, когда еще происходит заимствование опыта по организации управления у ведущих стран мира. Я уверена, что должен пройти не один год до того, как наши менеджеры будут готовы предложить что-то новое. Лишь после того, как ты досконально изучил уже существующий опыт в области управления, ты способен замечать ошибки, недоработки, предлагать что-то новое. Для нас инновационный менеджмент — это качественно новый продукт в виде товара, предоставления каких-то новых услуг, которые не существовали нигде в Украине ранее. Это кардинально новые вещи, которые должны делать нашу жизнь лучше. Потому что любая инновация, по сути, направлена на то, чтобы изменить мир к лучшему.

— Применяете ли вы инновационный подход в построении бизнес-процессов и управлении?

— Безусловно. Когда 12 лет назад начинался наш бизнес, это был хаотичный процесс. Компания работала интуитивно. Сегодня мы вышли на тот уровень, когда постоянно внедряются новые методики управления. Мы работаем в системе бюджетирования, мотивации персонала, все время разрабатываем новые системы. И поскольку все мы работаем в новой Украине, стремимся интегрироваться в Евросоюз, хотим сотрудничать с западными компаниями, достигать уровня транснациональных корпораций, постоянное внедрение новаций в управление компанией становится просто жизненной необходимостью.

— Когда возникает необходимость в инновационном менеджменте? Возможно, этот процесс связан с этапом жизненного цикла компании, особенностями конкурентной среды?

— На самом деле — с желанием сделать компанию лидером рынка. В каждый определенный промежуток времени для того, чтобы быть лидером на рынке, нужно предпринимать определенные шаги. В нашем случае раньше достаточно было просто привозить товар, даже не задумываясь об ассортименте. Но мы первыми стали работать с международными рынками. И на тот момент это было инновацией.

Вообще, основным стимулом стало то, что мы хотели оставаться лучшими. И поэтому у нас не оставалось выхода, кроме как постоянно внедрять какие-то ноу-хау. Первые инновации были направлены на расширение ассортимента. Прошло еще несколько лет, и это перестало быть чем-то необыкновенным. Но, увеличивая объемы продаж, мы сами стали теряться и путаться в расчетах, не понимать, куда мы идем. Для нашей компании настал тот момент, когда руководство почувствовало, что без внедрения всех современных систем управления мы просто не сможем дальше развиваться. Поэтому я считаю, что инновации не могут внедряться насильственным путем, они должны быть адекватны нуждам предприятия.

— С чего начинаются инновации в управлении? Какие факторы предопределяют внедрение?

— Все, как правило, начинается с проблемы. Существует трудность, которую мы интуитивно чувствуем. Мы четко осознаем, что если сейчас проблему не решить, она будет нарастать. Что происходит после этого? Мы проводим общее совещание, где весь топ-менеджмент дает ей свое осмысление и варианты выхода из сложившейся ситуации. Кроме того, проводится исследование рынка, заказываются специальные тренинги для обучения персонала, мы изучаем стандартные схемы внедрения той или иной системы. Вообще, я против изобретения велосипеда, потому что это отнимает слишком много времени. Если уж в мире существует опыт внедрения новаций, то зачем еще тратить силы на то, чтобы что-то придумывать? Давайте используем те наработки, которые уже доказали свою состоятельность. А после этого улучшим, усовершенствуем — адаптируем под себя.

— Значит, потребность в инновационных решениях возникает исключительно по мере появления проблем?

— Не только. Нельзя лишь бежать за паровозом. Если хочешь остаться лидером, значит, ты должен думать наперед. У нас существует совет директоров, задача которого — предлагать новые продукты. Такие, которых, возможно, даже на сегодняшний день рынок и не требует. Но я уверена, что если не сделаем этого сейчас, то через какое-то время компания окажется уже не впереди, а позади. Мы готовы приложить серьезные усилия, потратить дополнительные ресурсы на то, чтобы опередить потребности рынка.

Например, то, чем мы занимаемся сейчас, можно назвать спонсорством развития продаж в Украине такой группы товаров, как срезной цветок. Могу сказать, что его реализация в крупных торговых сетях выглядит скорее как вклад в развитие новой формы продаж подобного товара для Украины, ведь это не приносит денег. Мы таким образом популяризируем развитие инновационной для нашей страны схемы продаж. Потому что, например, в Англии 70% подобного товара продается именно через торговые сети. И мы видим в этом перспективы.

— В чем еще проявляется инновативность вашего предприятия?

— У нас существует стратегия развития компании, в которой зафиксирован принцип инновационной направленности применимо к предлагаемым нами продуктам. Новаторство иллюстрирует и общий стиль руководства нашего предприятия. Хотя многие считают, что в Украине до сих пор доминирует авторитарный подход к управлению, мы пропагандируем демократичные принципы работы. И вся инновационная политика направлена на то, чтобы каждый менеджер развивался свободно. Реально это означает, что для достижения максимального результата разрешено делать все: можно предлагать новые схемы, идеи. И если руководитель на протяжении какого-то времени своей работы не внес ничего нового, а только усовершенствовал старое, можно сказать, что он как управленец в нашей компании не состоялся. То, что наши руководители свободны в рисках и принятии решений — хорошая иллюстрация инновационного подхода в управлении.

— То есть ваши сотрудники, в большинстве своем топ-менеджмент, — один из основных источников идей? Какие условия создаются для их возникновения?

— Если мы говорим о возможности творческого поиска, то мы создаем определенные условия тем, что наши люди свободны в вопросах передвижения по всему миру. И если человек считает, что ему необходимо изучить опыт соседних стран, проникнуться какими-то идеями, он может сам спланировать свой график работы на весь следующий год в плане поездок, командировок. Безусловно, потом будет спрос о результате. Ведь демократия и анархия в управлении — это разные вещи. У нас, кроме того, что нужно выполнить определенные финансовые показатели, человек имеет возможность развиваться, а это способствует появлению новых идей.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе реализации инновационной политики?

— Любая инновация, как и все новое, вызывает протест. Потому что это просто непонятно и не изучено. И поэтому на начальном этапе внедрения какой-либо инновации сначала идет отторжение, нежелание работать. Это первая реакция людей на новизну, и требуется затратить много усилий для того, чтобы убедить, продемонстрировать наилучшие стороны нововведений. Проходит время, и сотрудники начинают понимать, что изменения позитивно повлияли на их работу. Но первый шаг всегда очень сложен.

Кроме того, не нужно бояться ошибаться. Ведь на ошибках учатся. И не бывает работы без проблем. Главное, их минимизировать, избегая тем самым плачевных последствий. Конечно, в процессе внедрения инноваций происходят какие-то недочеты, но главное, чтобы они не носили глобальный характер.

— Что вы можете посоветовать руководителям, которые только намереваются интегрировать передовые методики инновационного менеджмента в деятельность своей компании?

— Важно быть креативным, смелым, способным отвечать за свои поступки, и только тогда люди пойдут за тобой. Нужно быть готовым к тому, что к инновациям еще не готов ни рынок, ни люди. Это двойной стресс — еще нет желаемых результатов, а все уже говорят, что ничего не получится. Мне кажется, новаторы — это люди-перфектционисты, стремящиеся к совершенствованию себя и своего окружения.