"Хорошая погода" в офисе

Создать психологически комфортный климат и поддерживать благоприятную обстановку в коллективе — не просто. Эффективным инструментом в решении этой задачи является корпоративная культура

Создать психологически комфортный климат и поддерживать благоприятную обстановку в коллективе — не просто. Эффективным инструментом в решении этой задачи является корпоративная культура

Правильно построенная корпоративная культура позволяет мобилизовать все подразделения на достижение общей цели, стимулировать инициативу, обеспечить лояльность и взаимопонимание между сотрудниками компании. Главное, чтобы ценности, изложенные в корпоративной философии, отражались в поведении ее сотрудников.

Одним из условий благоприятной обстановки в компании является информационная открытость руководства в отношениях с сотрудниками, доверие и понимание. Важно обеспечить общение между руководителями и подчиненными. Лучше всего, когда сотрудники имеют прямой доступ к начальству: могут посоветоваться по почте, придти лично и высказаться по поводу той или иной проблемы, предложить новые проекты или отстоять те, что были отклонены. Стоит по мере возможности регулярно проводить общие собрания, на которых обсуждаются бизнес-результаты и достижения, награждаются отличившиеся. Специалисты советуют также наладить контакты между подчиненными и линейными менеджерами. "Мы убеждены, что, по крайней мере, 80% здоровой атмосферы в коллективе определяется менеджерами, их умением четко поставить задачи и обеспечить ресурсами для их выполнения, предоставить каждому сотруднику возможность выполнять работу, которая нравится и которая получается, заботиться и помогать подчиненным в работе и карьере", — рассказывает Леонид Давыдов, менеджер по персоналу Procter&Gamble Ukraine.

Благоприятная обстановка и поддержание корпоративной культуры, конечно, не означают отсутствие какой бы то ни было конкуренции между сотрудниками. По мнению Олега Сидорова, директора по управлению персоналом и охране труда ОАО "Киевмедпрепарат", среди сотрудников компании обычно выделяется группа преимущественно молодых людей, которые предпочитают динамичную конкурентную среду, помогающую подняться вверх по карьерной лестнице, при том что остальные склонны к более стабильной обстановке и минимизации рисков любых изменений. Если компания избрала курс на интенсивное развитие, то естественным является поощрение здоровой рабочей конкуренции и продвижение сотрудников, которые могут и хотят эффективно и результативно трудиться на благо компании. "Руководство стремится к созданию, поддержанию и совершенствованию благоприятных базовых условий для всех сотрудников, при этом особые усилия прилагая к удержанию и развитию лучших", — говорит Олег Сидоров.

Проводя такую политику, особенно важно наладить эффективное общение между сотрудниками. По словам Марианны Кониной, менеджера по связям с общественностью ОАО "Голден Телеком", максимальное сближение людей входит в первоочередные задачи отдела персонала компании. Практика показывает, что чем лучше сотрудники знают друг друга, тем легче им решать задачи, которые требуют не только профессиональных навыков, но и личностных качеств.

В создании благоприятной обстановки значительную роль играет укрепление командного духа, способы достижения которого зависят только от фантазии руководства. Большинство компаний используют с этой целью проверенное средство — корпоративные праздники с командными играми, которые надолго запоминаются всем сотрудникам и дают мощный заряд энергии на будущее. "Один из самых торжественных праздников у нас — день рождения компании, к которому подводятся итоги традиционных конкурсов "Лучший специалист", "Лучший рабочий", "Лучший наставник", — рассказывает Андрей Дикунов, первый заместитель генерального директора компании "АВК". — Помогает формированию командного духа коллектива и общение в неформальной обстановке. Поэтому для нас уже стало традицией проведение туристических слетов, экскурсионных поездок, творческих конкурсов, организатором которых выступает профсоюзный комитет".

Крупные компании с целью формирования корпоративной культуры часто издают внутренние СМИ. "В нашей компании такое издание выходит уже более года, — продолжает Олег Сидоров, директор по управлению персоналом и охране труда ОАО "Киевмедпрепарат". — В нем объясняется политика менеджмента по различным вопросам, сообщаются и комментируются результаты работы компании (что важно для четкого понимания связи между мотивацией и результатами труда), рассказывается о работе различных подразделений предприятия".

Оцениваем обстановку

Чтобы оценить эффективность своих действий по сплочению коллектива, службы персонала проводят внутренние исследования, к примеру, опросы по удовлетворенности сотрудников. "Такие опросы охватывают проблемы лояльности сотрудников по отношению к компании, удовлетворенности работой внутри своего структурного подразделения, работой других подразделений, — рассказывает Татьяна Петрук, начальник отдела по управлению персоналом и социальным вопросам ООО "ТД ТНК-Украина". — Они направлены не на оценку профессиональных качеств того или иного сотрудника, а на то, насколько подразделения готовы помогать друг другу, предоставлять информацию, относиться друг к другу с уважением и доверием".

Помимо опросов, неплохой эффект имеет аттестация персонала. При условии регулярного проведения, аттестационные программы позволяют четко оценить результаты работы сотрудника за определенный период, перспективы его роста и развития, выявить рабочие, психологические и социальные проблемы, возникающие в процессе трудовой и социальной деятельности, оперативно решить возникшие проблемы и предотвратить потенциальные.

С целью выявления проблем, не охваченных в ходе опросов и аттестаций, в компании может периодически проводиться анонимное анкетирование. Некоторые компании открывают специальный почтовый ящик для анонимной коммуникации, где каждый сотрудник может оставить свои пожелания к руководству и поделиться возникшими проблемами.