- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Хороший способ увеличения продаж
Не так давно крупные компании стали открывать кредитные линии для своих дистрибьюторов. Такой подход к продажам позволяет повысить товарооборот предприятия. О том, как организовать этот процесс, рассказывает финансовый директор ПБК "Славутич" Илья АГЛАДЗЕ
— Когда возникает потребность продавать товар в кредит и как к этому решению пришли вы?
— Начну с того, что несколько лет назад практически вся наша продукция продавалась по предоплате. Спрос в то время значительно превышал предложение, поэтому тогда большинство производителей работали с дистрибьюторами по предоплате. Но рынок развивался, конкуренция усиливалась, и в какой-то момент оказалось, что если раньше мы могли диктовать свои условия дистрибьюторам, то теперь и у них появилась возможность выбирать, с кем они хотят сотрудничать. Естественно, выбирали тех, кто предлагал более выгодные условия. Одним из вариантов новой формы сотрудничества стало кредитование дистрибьюторов.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПомимо конкурентной ситуации на рынке, предоставление кредита зависит от того, есть ли у производителя запас мощностей. Например, мы можем произвести 100 единиц продукции за определенный период, при этом спрос у нас на 300 единиц. В данном случае я хозяин положения, я ставлю условия дистрибьютору и, скорее всего, я буду реализовывать свою продукцию по предоплате. Если же спрос всего на 50 единиц, то нам необходимо найти способ продать больше. И предоставление товарного кредита — одна из возможностей увеличить наши продажи.
Таким образом, решение о предоставлении кредита рождается под влиянием рынка и соотношением спроса и наших производственных мощностей.
— Какое соотношение реализованной продукции в кредит и по предоплате у вас и какое считается оптимальным?
— Начну с того, что каждое предприятие само определяет оптимальное соотношение. Более того, в разных секторах экономики оно будет разным. Если говорить конкретно о нас, то в прошлом году продажи в кредит составили примерно 70% от всей суммы продаж. Предоставление товарного кредита имеет две стороны медали. С одной стороны, увеличивается объем реализованной продукции, с другой — появляется необходимость дополнительного финансирования рабочего капитала. Кроме того, увеличиваются кредитные риски. Соответственно, нужно найти правильный баланс, который позволит снизить вероятность потерь и оптимизировать денежные потоки.
Мне показалось, что есть пути к дальнейшей оптимизации того соотношения, которое было ранее. При предоставлении товарного кредита всегда есть риск "невозврата" денежных средств. И, на мой взгляд, риски, связанные с "невозвратом" денег, превышали те плюсы, которые мы получали от увеличения продаж. В начале года, проанализировав ситуацию с "невозвратами", я получил подтверждение того, что риски неоправданно большие.
В этом году мы решили изменить соотношение продаж в кредит и по предоплате, начав работать по новой программе. Мы предложили более выгодные условия работы по предоплате. Сейчас, если дистрибьютор берет товар в кредит, то он получает его по стандартной отпускной цене. В том случае, когда он готов работать по предоплате, мы предлагаем хорошую скидку, что, естественно, более привлекательно. Таким образом, мы смогли откорректировать соотношение продаж по предоплате и в кредит, и сейчас оно примерно 50:50. Это стоило нам определенных материальных затрат, но уменьшило кредитные риски.
— Получается, что в кредит цена выше?
— Я бы переформулировал ваше утверждение. В кредит — это стандартная цена нашей продукции. А вот тем, кто готов платить нам деньги вперед, предоставляем скидку. Мы с наших покупателей не берем дополнительно деньги за то, что даем товар с отсрочкой платежа.
— Как происходит кредитование?
— Когда к нам приходит новый дистрибьютор, он не сможет сразу получить кредит. Первое время мы предлагаем поработать по предоплате, чтобы понять, какими объемами он оперирует, каковы его логистические возможности. Два-три месяца на изучение партнера может быть недостаточно, и определенный кредитный риск всегда остается для нас. Тем не менее, даже такой срок позволяет понять, по какой кредитной программе будет правильно сотрудничать с данным дистрибьютором. Например, если он все время продавал по 100 единиц продукции в месяц, не стоит ожидать, что начнет реализовывать 300 единиц. Да, мы ожидаем рост, но это может быть 20-30 единиц дополнительно. Исходя из этих данных мы рассчитываем размер кредита, который готовы дать. Если отсрочка платежа составляет 14 дней, то при ожидаемых продажах в 120 единиц необходимый размер кредита составляет 60 единиц. Если говорить упрощенно, то логика такова: даем 60 единиц продукции, через 2 недели за них расплачиваются и берут еще 60. Через 2 недели расплачиваются за вторую партию. Чтобы предоставить кредит, мы просим от дистрибьютора все уставные, финансовые документы. Также просим службу безопасности проверить организацию, а иногда даже учредителей. Затем принимается решение о выдаче кредита.
— Какие риски возникают и как вы ими управляете?
— Принципиально возникает два риска. Первый — несвоевременная оплата продукции, полученной в кредит. Второй — "невозврат" платежа.
В первом случае компания несет меньше убытков. Имеется в виду, что мы даем отсрочку, например, на две недели. Соответственно, планируем поступление денег через этот период и оплату этими деньгами услуг наших поставщиков. Если деньги приходят несвоевременно, нам надо привлекать средства в банке. А это дополнительные расходы. Конечно, в ситуации, когда у нас порядка 80-100 дистрибьюторов, поступление денежных средств "размыто", и задержка платежа одним дистрибьютором не приводит к невосполнимым потерям, но это всегда дополнительные затраты для нас.
С точки зрения "невозврата" денежных средств, это более сложный риск, и мы стараемся управлять им превентивно. Как я уже отмечал, на предварительном этапе просим нашу службу безопасности проверить потенциального покупателя. Затем делается анализ, в результате которого определяется, какие кредитные условия могут быть предоставлены с наименьшими возможными потерями. И, наконец, у нас есть программные средства, которые также помогают контролировать величину выданного кредита. Например, размер кредита определен в 60 единиц. Мы отгружаем продукции 50 единиц, а через какое-то время клиент хочет еще 30. Система автоматически заблокирует такую транзакцию и не даст отгрузить на сумму больше 10 единиц до тех пор, пока не придет оплата за предыдущую отгрузку. Система сообщит сотруднику отдела продаж о том, что операция не может быть выполнена, так как стоимость отгружаемого товара превышает сумму кредитного лимита.
— Что это за система?
— Это специальное программное обеспечение, которое позволяет контролировать кредитную линию. Кроме программного продукта, у нас есть сотрудник, должность которого называется кредит-контролер. Программа помогает кредит-контролеру полностью контролировать выдачу и исполнение кредитов. Естественно, что программное обеспечение — это только один из инструментов контроля. Для обеспечения нормального функционирования системы кредитования просто программного обеспечения недостаточно. В процессе контроля участвуют многие службы предприятия, такие, как юридический отдел, служба безопасности, менеджеры по продажам, финансовый департамент и т. д.
— Можно ли "обмануть" систему и повысить кредитную планку?
— Технически это может сделать кредит-контролер. Однако процедурно он не должен этого делать без разрешения руководителя финансовой службы. Конечно, бывают случаи, когда необходимость повысить планку диктует бизнес-ситуация. Например, открылся торговый центр METRO в Днепропетровске. Мы оценили, что там будет продаваться определенное количество продукции, и исходя из этого рассчитали лимит. Однако фактические продажи оказались выше предполагаемых. В такой ситуации мы поднимаем кредитную планку.
— Какая роль и функция кредит-контролера?
— Хорошо иметь программный продукт, который автоматизирует часть контролирующих функций. Однако к программе всегда нужен человек, который работает не только в соответствии с заранее заданным алгоритмом, но и может анализировать текущую ситуацию, делать правильные выводы и совершать правильные действия. Это и есть работа кредит-контролера.
Я бы разделил функции кредит-контролера на прекредитование и посткредитование. Кредит-контролер анализирует заявку на кредит, которая приходит из отдела продаж. Он проверяет, все ли требования выполняются: работал ли клиент с нами ранее; есть ли требуемый пакет документов; оценивает, сколько продукции клиент способен продать; правильно ли был сделан расчет и т. д. После анализа кредит-контролер дает свое заключение — согласен он с запрашиваемыми условиями кредита или нет. Затем на основании всех документов я принимаю окончательное решение. С 2006 года мы планируем пересмотреть процесс принятия решений и минимизировать мою роль, чтобы решения принимал кредит-контролер на основании хорошо проработанной кредитной политики.
Посткредитование включает в себя оценку взаимодействия с нашим клиентом-покупателем после того, как решение о выдаче кредита уже принято и клиент начал работать в кредит — это анализ эффективности использования кредита. Например, мы всегда хотим знать, использовал ли наш клиент предоставленную возможность увеличить свой объем продаж через кредитование или нет. Кредит-контролер анализирует, сколько клиент фактически купил продукции и сколько мог бы, если бы использовал кредит максимально. Отношение первого ко второму мы называем процентом эффективности использования кредита. Если этот процент низок, мы можем пересмотреть размер предоставленного кредита в сторону уменьшения.
В случае если покупатель задерживает оплату, задача кредит-контролера состоит в том, чтобы проинформировать об этом регионального директора по продажам, который начинает работать с таким клиентом. Если по каким-то причинам ситуация не разрешается, в работу включается юридическая служба. Юристы готовят претензионное письмо — требование о возврате, предупреждение о том, какие меры мы предпримем, если средства не вернутся к нам. Дальше — иск в суд и представление наших интересов в суде. После решения суда — работа с судебными приставами. В процесс вовлекается и финансовый отдел, и кредит-контролер, и другие департаменты. Ведь исключительно важно, чтобы все необходимые документы, подтверждающие отгрузку продукции или предоплату поставщику, были должным образом оформлены. Если документов нет или они некорректно составлены, в суде нас и слушать не будут.
— Существуют ли дополнительные условия, по которым можно получить кредит?
— Я бы сказал так: есть условия, которые облегчают получение кредита. Это наличие банковской гарантии. Для того чтобы минимизировать кредитные риски компании, мы работаем в рамках определенных лимитов по суммам кредитов. Если же планируется кредит выше нашей планки, тогда просим клиента обратиться в банк и предоставить нам банковскую гарантию на часть предполагаемого кредита. Например, наш крупный клиент берет товар на миллионы гривен. Мы не хотим рисковать всей суммой. В этом случае предлагаем клиенту предоставить нам банковскую гарантию, скажем, на половину суммы. Тогда, в случае "невозврата" продукции, половину суммы мы будем требовать с банка, вторую половину — с клиента.
— Какие проблемы могут возникнуть при создании кредитной линии и в процессе ее работы?
— На мой взгляд, основные сложности всегда лежат в области коммуникаций. Очень важно правильно выстроить плотное взаимодействие всех служб предприятия, поскольку в 80% случаев трудности могут возникнуть из-за недостатка информации.
Если кредит-контролер своевременно не сообщил региональному директору по продажам, юристам и, возможно, службе безопасности о задержке платежа — это может привести к "невозврату или к осложнению взыскания положенной нам суммы.
Если представители отдела продаж недостаточно четко обосновали причины запрашиваемого кредита и расчет суммы, это может привести к задержке в предоставлении кредита или вообще в предоставлении будет отказано. А это, в свою очередь, может привести к возникновению упущенной выгоды оттого, что мы не смогли увеличить объемы продаж. Чем подробней и понятней будет пояснительная записка, тем больше вероятность, что она будет одобрена.