Хотят ли русские войны

Россия сознательно отказалась от распространения сфер своих интересов на весь мир

Россия сознательно отказалась от распространения сфер своих интересов на весь мир

ПЕРВАЯ военная доктрина России была принята Советом Федерации и подпи­сана президентом в ноябре 1993 года. В общих чертах она соответствовала анало­гичному документу США и состояла из трех разделов о политическом руководстве арми­ей, военном руководстве и военно-техничес­кой и экономической организации вооружен­ных сил. Первый раздел доктрины рассмат­ривает отношение России к возможным во­оруженным конфликтам и применение раз­личных родов войск в случае их возникнове­ния. Главный принцип, заложенный в первый раздел: сохранение внутренней стабильнос­ти в стране и на границах на период укрепле­ния военно-политического потенциала Рос­сии. Поддержание мира на границах страны с новыми государствами было определено, как основная задача российских вооружен­ных сил на ближайшее время. В рамках этого принципа было признано необходимым учас­тие армейских частей России в миротворче­ских акциях в Боснии. В документе дается ссылка на международные договоры, в рам­ках которых собирается действовать полити­ческое и военное руководство страны. Одна­ко не упомянут Договор об Ограничении обычных сил в Европе, согласно которому России запрещено развертывать новые со­единения в Европейской части страны. В до­кументе определена основная угроза для РФ — пограничные конфликты, распростране­ние ядерного оружия и возможность его при­менения на территории страны, возможность нападения на военные базы, расположенные за пределами России.

Ради мира

СОВРЕМЕННАЯ военная доктрина России была утверждена государственным руковод­ством в прошлом году и, в основном, мало чем отличалась от документа семилетней давности.

В новом варианте учтены последние изме­нения в мире с 1993 года и отмечены 12 новых внешних и 6 внутренних угроз России. В новой доктрине прямо сказано, что Россия может первой применить ядерное оружие только в том случае, когда против нее совершена аг­рессия и невозможно избежание уничтожения обычными средствами. Таким образом, ряд западных СМИ заявил, что в новой военной доктрине России понижен порог применения ядерного оружия. Как, например, отмечает те­лерадиокомпания ВВС, и в проекте военной доктрины, и в концепции национальной безо­пасности, утвержденной президентом Влади­миром Путиным, предусматривается приме­нение ядерного оружия для отпора агрессии в случае, когда все прочие средства исчерпа­ны либо оказались неэффективными. В пре­дыдущей же концепции 1997 года применение ядерного оружия предусматривалось только в случае угрозы самому существованию Рос­сии. Таким образом, Москва, фактически, отошла от прежних позиций в вопросе ис­пользования ядерного оружия, считают неко­торые наблюдатели на Западе.

Отдельный раздел новой доктрины по­священ развитию, углублению и совершенст­вованию международного военного и воен­но-технического сотрудничества. Согласно документу, приоритетным для России явля­ется прежде всего сотрудничество с Бело­руссией как союзником Москвы по Договору о создании Союзного государства. Кроме то­го, приоритеты распространяются на страны СНГ, а также на союзников и стратегических партнеров — Китай, Индию и другие страны.

Основное отличие новой военной доктри­ны России от документов США и НАТО — не­распространение сфер российских интере­сов на весь мир. Все государства рассматри­ваются как партнеры, кроме вынашивающих агрессивные планы. В новой доктрине впер­вые говорится о единой военной организа­ции государства. По словам министра обо­роны РФ Игоря Сергеева, новая доктрина приведет к появлению новых программ по реформированию вооруженных сил, по во­оружению и военной технике. Что касается отношений с промышленно высокоразвиты­ми странами мира, то, как подчеркнуло рос­сийское военное руководство: "Москва заин­тересована в развитии сотрудничества с За­падом, однако сотрудничество должно быть равноправным, взаимовыгодным и добросо­седским".