Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

И нечего так орать

Таможенники считают, что работают хорошо, а критикуют их несправедливо. На прошлой неделе Президент Виктор Ющенко, представляя нового главу таможенной службы Владимира Скомаровского, жестко раскритиковал работу таможенников. Полтора месяца действия програ

Таможенники считают, что работают хорошо, а критикуют их несправедливо. На прошлой неделе Президент Виктор Ющенко, представляя нового главу таможенной службы Владимира Скомаровского, жестко раскритиковал работу таможенников. Полтора месяца действия программы "Контрабанда — стоп" не дали ожидаемых результатов. Руководителей таможен обвиняют в тихом саботаже и угрожают им массовыми увольнениями. Те отметают все обвинения и жалуются на скудное финансирование и излишнюю зарегулированность службы

"У нас нет никаких дворцов и домов, как говорят по телевизору, приезжайте — увидите сами. Все живем скромно — зарплата 500 грн.", — сказала нам пресс-секретарь одной из региональных таможен, вспомнив президентские обвинения таможенников в наличии дорогой недвижимости.

Глава государства назвал украинскую таможню самой дырявой. По его мнению, работники службы, вместо того чтобы представлять интересы страны, лоббируют "интересы личные, интересы преступных группировок". Полный разгром системы стал для многих высокопоставленных таможенников холодным душем. "Конечно, такое явление (коррупция) имеет место, но им больна вся страна, а не только таможня", — пожаловался нам глава одной из киевских таможен, работающий в системе более 20 лет. Руководящему составу казалось, что тех мер, которые они приняли за последние месяц-два, вполне достаточно для более мягких оценок их работы первым лицом государства. Но, как выяснилось, этого крайне мало. "Контрабанда — это особая отрасль сегодняшней теневой экономики. Но я сломаю эту империю", — безапелляционно заявил Виктор Ющенко.

Чтобы понять, насколько плохо работают таможенники, и что же на самом деле сделано за последнее время для изменения ситуации, мы опросили ряд киевских и региональных таможен. Параллельно с этим (для "чистоты эксперимента") был проведен опрос компаний-импортеров. Первое впечатление: таможенники после президентского "нагоняя" стали перед прессой по стойке "смирно" — нам не отказали в информации ни на одной таможне. Иное дело, каково ее качество. На наши конкретные вопросы начальники таможен прямо не отвечали, стараясь свести разговор к одному: за 200 грн. молодой таможенник не может качественно выполнять свои функции.

С другой стороны, импортеры, которые еще месяц назад с удовольствием рассказывали о взяточничестве на таможне и затянутости процедур, в этот раз шли на общение с большой неохотой, предпочитая отделываться формальной фразой: "Результаты деятельности таможни и программы "Контрабанда — стоп" оценивать рано, слишком мало прошло времени". А если соглашались говорить по существу, то анонимно. По-видимому, ни первым — таможенникам, ни вторым — компаниям, пользующимся услугами таможни, не нужно реальных изменений — лишь бы не было хуже. "Мы не можем отметить никаких изменений в работе таможни. Конечно, хотелось бы видеть улучшения, но пока мы успешно работаем в тех условиях, которые есть", — говорит коммерческий директор ООО "Укр-автозапчасть" Алексей Колотурский.

Быстрее некуда

По мнению начальника отдела организации таможенного контроля Киевской региональной таможни Эдуарда Иванченко, для того чтобы упростить процедуру растаможки, необходимо провести огромную работу по оптимизации всей законодательной базы, что уж совсем не в компетенции таможенников. "Это не только Таможенный кодекс, это порядка 60-80 законов, 200-300 постановлений Кабмина, — отмечает он, — поэтому в ближайшие год-два о кардинальном изменении схемы говорить не приходится". На несовершенство законов кивают и импортеры. "Проблема не только в самой таможне. Иллюзия думать, что "поторбим" таможню, и наступит рай. Надо совершенствовать законодательство. Пусть будут любые правила, но не будет исключений. А Кабмин иногда освобождает некоторые предприятия, в итоге автомобили кто-то может ввозить беспошлинно", — говорит представитель компании-импортера.

Кроме льгот, многих импортеров не устраивает сама процедура. "Я считаю, что проблема не из-за людей, работающих на таможне. Целесообразно упростить систему документооборота. Часто приходится все подробно описывать. Например, есть такое понятие для конфет "на один укус". Зачем? Или описывается каждый шаг, например, пункт перехода границы. В итоге, даже если все правильно оформлено, пересекать границу ты можешь только в указанном месте. А если там наводнение или возникли другие форс-мажорные обстоятельства? Но эти проблемы создает не сама таможня, а существующие нормы", — рассказывает замдиректора по логистике компании "Полтавакондитер" Андрей Гнатченко.

По информации премьер-министра Юлии Тимошенко, в начале прошлой недели правительство приняло постановление, которым значительно упрощается процедура растаможки грузов. Однако ни на таможнях, ни в компаниях этого документа в глаза не видели. Все опрошенные таможенники отметают обвинения и в умышленных проволочках процедуры прохождения грузов. Они уверены, что есть все условия для требуемого Кабмином максимально быстрого (один световой день) прохождения необходимых процедур субъектами ВЭД. На многих таможнях работа инспекторов организована в две смены, что считается едва ли не главным достижением. А возможные заминки в этом деле таможенники связывают только с недостаточной опытностью брокеров, которые не всегда компетентно и заблаговременно готовятся к оформлению товара.

Импортеры солидарны с ними. "Процедура растаможки у нас занимает до суток — вечером мы доставляем машины, а утром их забираем", — говорит Алексей Колотурский. "Растаможка занимает не более двух дней. За это время можно растаможить любой груз. Иногда можно и быстрее. При удачном стечении обстоятельств — за несколько часов, — говорит представитель компании, занимающейся оргтехникой. — Задержки с растаможкой чаще всего возникают по вине того, кто растаможивает и не знает, как это делается — никто не будет новичка водить за ручку. Для этого существует институт таможенных брокеров. Новичку лучше обратиться к ним — быстрее и дешевле будет".

По информации инспекторов, никакого специального режима осмотра товаров они сейчас не практикуют. Степень внимания к поступающим грузам зависит только от их характера. Идеальным вариантом, к которому нужно стремиться, по мнению и. о. начальника Северной региональной таможни Александра Федорова, является соотношение, когда 10-20% экспортно-импортных грузов будут осматриваться, а остальное таможенник будет обрабатывать на аналитическом уровне.

Специалисты подчеркивают, что есть группы товаров, которым процедура более "легкого" осмотра не светит. Например, импортерам спецтехники или некоторых видов продовольствия не стоит ожидать более комфортных условий. Импортеры тоже говорят, что сроки и сложность процедур напрямую зависят от вида ввозимого товара. "Продукты питания требуют объективно больше времени на растаможку, поскольку возникает необходимость в большом количестве справок, карантинных, ветеринарных сертификатов. Количество оформленных документов и инстанций тоже зависит от конкретной партии продукции, но считаю, что все эти процедуры необходимы, поскольку речь идет о здоровье и жизни человека", — отмечает директор ООО "Морепродукт" Владимир Ищенко. Однако, по его информации, в последнее время затягивается процедура лабораторных исследований: "Если раньше мы получали заключение за три дня, то где-то год назад эта процедура стала затягиваться на пять суток. Сотрудники лабораторий утверждают, что долгие сроки выдачи свидетельства поясняются длительностью анализов (результаты некоторых из них проявляются только через 76 часов). Но раньше они справлялись за меньший срок".

Как в рельсу

Говорить о результатах недавнего понижения ввозных пошлин на некоторые товары на таможне считают занятием преждевременным. По мнению экспертов, для организации поставок товара субъектам ВЭД необходимо намного больше времени, поэтому импортеры сейчас только готовятся к закупкам на новых условиях. Хотя, например, в пресс-службе Сумской таможни уже спрогнозировали: "Кардинальных изменений на вверенной нам территории вряд ли стоит ожидать. Основной наш импортер — это компания "Крафт Фудс", обеспечивающая 40% всех поступлений. Она импортирует орехи, какаобобы, а их ввоз из России как шел, так и идет, и вряд ли ему что-то грозит".

И еще об одном нововведении спросили мы у импортеров — пользуются ли они инициированной Кабмином "горячей телефонной линией", по которой можно пожаловаться на своеволие таможенников. Среди опрошенных нами таковых не нашлось. "Зачем горячая линия? Необходимости жаловаться не было. Мы всегда могли попасть на прием и к начальнику, и к заму, и к начальнику грузового отдела", — говорит Андрей Гнатченко из компании "Полтавакондитер".

"Горячей телефонной линией таможни мы не пользуемся, потому что на место уволенного таможенника придет другой, а компания попадет в черный список "жалобщиков". Я знаю такие случаи, и подобная инициатива в результате приносила компании большие неприятности", — рассказал нам Владимир Ищенко, директор ООО "Морепродукт". Большинство компаний просто не верят в результативность такого механизма. "Борьба со взяточничеством и коррупцией велась и раньше. Всегда была "горячая линия" или ящичек для писем. Сначала уволят руководителя, пришедший на его место уволит своих подчиненных. Ну и что? В свое время, когда пришел Каленский, он делал то же самое", — подытоживает руководитель одной из компаний.