Индивидуальный подход

К результатам эксперимента по "уравниловке" промпотребителей путем введения единого тарифа на электроэнергию для них у правительства возникло много вопросов. Однако отменять его Кабмин почему-то не хочет. Лоббировавших его отмену крупных промышленников (р
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

К результатам эксперимента по "уравниловке" промпотребителей путем введения единого тарифа на электроэнергию для них у правительства возникло много вопросов. Однако отменять его Кабмин почему-то не хочет. Лоббировавших его отмену крупных промышленников (расходы которых на электроэнергию после введения единого тарифа сильно выросли) устроит и другой способ решения проблем — выделение их в "нулевой" класс потребителей. Соответствующее решение власти пообещали принять уже на этой неделе

Начиная с сентября 2005 года, НКРЭ начала выравнивать розничные тарифы на реализацию электроэнергии для всех областных энергопоставляющих компаний Украины. Напомним, это делалось в исполнение соответствующего постановления правительства. Ранее для центрального и восточного регионов Украины, где сосредоточены крупнейшие промышленные предприятия, розничные тарифы на электроэнергию были ниже. Эти регионы потребляли больше электроэнергии (с меньшими потерями и меньшими затратами на обслуживание электросетей) и платили меньше за кВт-ч. Процесс выравнивания тарифов предполагал, что для энергопоставляющих компаний Киевской, Днепропетровской, Донецкой, Луганской областей тарифы должны быть повышены, для остальных же регионов — снижены. Планировалось, что политика единых тарифов должна стать стимулом к развитию неиндустриальных регионов.

К марту 2006 года удалось добиться того, что разброс в оптовых розничных тарифах на территории страны сократился по первому классу — до 33%, по второму — до 71,5%. В августе 2005 года разница между тарифами для первого класса составляла 67,9%, для второго класса — 114,7%. Однако розничная цена на электроэнергию для промышленных потребителей растет для всех регионов. Первоначальное снижение тарифа для отдельных облэнерго т.н. аграрных регионов в первые несколько месяцев с момента старта процесса выравнивания тарифов было полностью нивелировано последующими повышениями оптовой цены на электроэнергию. В марте НКРЭ повысила розничный тариф для всех без исключения энергоснабжающих компаний на 5%.

Борьба противоположностей

У механизма единых тарифов больше противников, однако сторонников тоже немало. По мнению замминистра топлива и энергетики Юрия Продана, после начала выравнивания тарифов наблюдается четкий положительный эффект. Основным фактором, влияющим на розничные цены, все равно остается оптовая цена на электроэнергию, сказал он "Инвестгазете". Оптовая цена растет по объективным причинам и влияет на розничные цены вне зависимости от того, действуют единые тарифы или нет. Например, в Кировоградской или Житомирской областях динамика повышения розничной цены могла бы быть выше, если бы не были введены единые тарифы, говорит Юрий Продан.

В самой Нацкомиссии регулирования электроэнергетики неоднозначно оценивают эффект от введения единых тарифов. Член НКРЭ Юрий Кияшко резко раскритиковал их внедрение и даже написал заявление об отставке по причине несогласия с политикой, проводимой НКРЭ (в том числе и в этом вопросе). По его мнению, действие постановления фактически усилило региональное перекрестное субсидирование аграрных регионов промышленными и вовсе не стимулирует субъектов внедрять энергосберегающие технологии.

Целесообразность введения единых тарифов и полученный эффект проанализировало Министерство экономики. По имеющейся информации, Министерство сделало вывод, что потери крупных промышленных предприятий в центральных регионах и регионах, где тарифы облэнерго повысились значительно, оказались куда существеннее, чем выигрыш мелкого и среднего бизнеса, где тарифы остались прежними.

Однако глава НКРЭ Валерий Кальченко придерживается противоположного мнения. "50-100 тыс. мелких и средних предприятий" наполняют бюджет лучше, чем большая промышленность, и их выигрыш ценнее", — сказал он журналистам.

Министр экономики Арсений Яценюк, хотя и подтвердил, что результаты анализа введения единых тарифов были неутешительны, не считает нужным их отменять. "Формирование единых тарифов возможно, если НКРЭ компенсирует расходы для промышленности введением нулевого класса потребителей", — подчеркнул он.

Поиск более удачной формулы

Новые принципы формирования розничных тарифов наибольшее влияние оказали на электрометаллургические предприятия, такие как Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), ферросплавные производства и другие. Известно что, в себестоимости производства глинозема доля электроэнергии составляет 30%, а себестоимости алюминия — 40%. Изначально лоббировалась идея вообще отменить постановление об их введении. Тем не менее во всех причастных к вопросу министерствах заявляют, что отменять постановление уже нецелесообразно и нужно довести процесс формирования единых тарифов в Украине до конца.

По словам директора Украинской ферросплавной ассоциации Сергея Кудрявцева, на рассмотрение Кабмина был подготовлен проект постановления, включавший два основных пункта: введение нулевого класса и отмена единых тарифов. Но на последнем заседании КМУ 19 февраля, посвященному этому вопросу, было принято решение нулевой класс ввести, но единые тарифы оставить. На прошлой неделе намерение ввести нулевой класс подтвердил Юрий Ехануров. Соответствующее постановление Кабмин, как ожидается, примет в среду, 29 марта.

Каким будет тариф для предприятий, отнесенных к нулевому классу, еще точно не известно. Предполагалось ввести нулевой класс для предприятий, в которых электроэнергия в себестоимости продукции превышает 30% (были варианты 20 и 40%). Также предполагалось, что тариф для этого класса будет ниже на 20%, чем у первого класса. На прошлой неделе министр экономики Арсений Яценюк заявил, что Минэкономики предполагает отказаться от подхода деления на классы в зависимости от доли электроэнергии в себестоимости производства, и предлагает отбирать в нулевой класс предприятия с наибольшим объемом фактического потребления электроэнергии.

Кто в выигрыше

Теперь уже известно, что в список попадают предприятия со среднемесячным потреблением не менее 50 млн. кВт-ч. Более того, в правительстве готовы рассмотреть дополнительную дифференциацию для предприятий нулевого класса, ведь их ежемесячные объемы потребления колеблются от 50 млн. кВт-ч до более чем 300 млн. кВт-ч в месяц.

По последним заявлениям Юрия Еханурова, правительство Украины намерено отнести к нулевому классу более 20 крупных предприятий страны. Прежде всего это предприятия цветной металлургии: Никопольский завод ферросплавов, Стахановский и Запорожский заводы ферросплавов, Побужский ферроникелевый завод и Запорожский алюминиевый комбинат. Кроме этого, в список попали Южный, Ингулецкий, Полтавский и Центральный горно-обогатительные комбинаты, а также крупнейшие металлургические комбинаты, такие как "Mittal Steel Кривой Рог", "Азовсталь", ММК им. Ильича, "Запорожсталь", Алчевский, Макеевский и Днепровский меткомбинаты, а также "Днепроспецсталь" и Енакиевский метзавод. В перечень также вошли ряд химических предприятий.

В этой ситуации осталось только выяснить, из каких источников будут покрываться расходы, связанные с предоставленными льготами для потребителей нулевого класса. Генеральный директор ОАО "Запорожьеоблэнерго" Валерий Гапонов считает, что введение нулевого класса для промышленных предприятий в условиях газового кризиса является стратегически важным и жизненно необходимым. Но дифференциация цен на электроэнергию для промышленных гигантов предполагает компенсацию убытков энергопоставляющим компаниям путем предоставления дотационных сертификатов. Разница между действующими едиными тарифами и тарифами, установленными для этой группы, ляжет на остальных потребителей, так как это приведет к увеличению оптовой цены.

Премьер-министр пообещал рассмотреть вопрос о единых тарифах на заседании 29 марта, то есть уже после парламентских выборов. Политическая и социальная составляющие будут значительно уменьшены. НКРЭ наверняка позволит поднять тарифы на электроэнергию для населения, что в какой-то мере ликвидирует субсидирование населения промышленностью и сократит часть дотационных сертификатов.