Инструменты капиталиста: от кредитов до акций

Непопулярность IPO в Украине объясняется тем, что есть достаточно других альтернатив привлечению долгосрочного финансирования. Облигации и кредиты более предпочтительны для собственников, поскольку менее рискованны в отношении сохранения контроля над бизн

Непопулярность IPO в Украине объясняется тем, что есть достаточно других альтернатив привлечению долгосрочного финансирования. Облигации и кредиты более предпочтительны для собственников, поскольку менее рискованны в отношении сохранения контроля над бизнесом. Эксперты считают, что инвестиционная культура в Украине должна еще пройти "процесс созревания": от обычного банковского кредитования до развития рынка IPO

Главным источником финансирования типичной украинской компании является собственная прибыль предприятия. Особенно это касается долгосрочных капиталовложений. Однако в Украине не так уж и много предприятий, которые могли бы похвастаться прибылью, достаточной для необходимых капитальных инвестиций. "Если предприятие входит в состав развитой финансово-промышленной группы, то существует возможность внутреннего перераспределения средств таким образом, чтобы за счет прибыльных предприятий развивать другие предприятия", — сказал начальник отдела аналитических исследований ИК "Конкорд-капитал" Константин Фисун. Но для компаний, не входящих в состав той или иной ФПГ, привлечение дополнительных источников финансирования со стороны для капитального развития или для расширения деятельности зачастую — вопрос выживания компании на рынке в условиях растущей конкуренции.

Финансовые инструменты для привлечения инвестиций делятся на три категории: кредиты, облигации, акции. В большинстве случаев таким же является рейтинг привлекательности этих инструментов для украинских компаний. Если принимать во внимание то, что каждый из этих инструментов можно рассматривать в разрезе отечественных и внешних источников финансирования, приоритеты могут иногда менять порядок.

Основной источник инвестиций для развития на сегодняшний день — банковский кредит. По объему привлечения предприятиями финансирования своей деятельности этот источник превышает все другие в несколько раз. "Кредиты всегда более предпочтительны, поскольку в этом случае не нужно отдавать часть собственности, часть прибыли", — комментирует начальник отдела финансовых инструментов Укрсоцбанка Эрик Найман. По мнению Константина Фисуна, основным фактором привлекательности банковских кредитов является отсутствие требований по раскрытию всей финансовой информации предприятия, в отличие от эмиссии облигаций или IPO. Что нужно для выдачи банком кредита — это предоставление залога в виде активов, не обремененных обязательствами. Сдерживающим фактором спроса на кредитный ресурс банков являются по-прежнему относительно высокие ставки. Предприятия с низкой рентабельностью просто могут не возвратить вовремя и в полном объеме кредиты по ставке 20 — 29% в национальной валюте.

Зарубежные кредиты среди украинских предприятий мало кто использует. Требования иностранных кредиторов по раскрытию финансовой информации, по словам банкиров, могут даже превышать требования к эмиссиям украинских облигаций. Например, серьезной преградой для большинства украинских компаний является условие прохождения международного аудита.

Кредиты являются доминирующим источником финансирования предприятий еще и потому, что имеют существенное встречное предложение. Банки в Украине на сегодняшний день являются одними из основных инвесторов. Из почти 100 млрд. грн. кредитно-инвестиционного портфеля банков Украины за 10 месяцев текущего года более 60% являются кредитами предприятиям и другим юридическим лицам. В то же время вложения в ценные бумаги составляют около 10%. А стратегические институциональные инвесторы (негосударственные пенсионные фонды, фонды совместного инвестирования и страховые компании), которые являются во всем мире основными инвесторами в облигации и акции предприятий, в Украине еще только начинают формироваться. Следует еще отметить и тот факт, что в случае банкротства предприятия, первоочередное право на возвращение своих вложений имеют именно кредиторы, а уже потом — держатели облигаций, и в последнюю очередь — акционеры.

Возможности предприятия по предоставлению залога для кредита не безграничны и могут исчерпаться. Кроме того, по утверждению экспертов, когда в структуре капитала доля кредитов увеличивается, это приводит к определенным рискам и удорожанию кредита для такого предприятия. В таком случае, при необходимости дополнительного средне- или долгосрочного финансирования, финансисты начинают рассматривать возможность выпуска долговых ин струментов.

Выпуск облигаций по нескольким параметрам более выгоден, нежели банковский кредит. Во-первых, купонные ставки по облигациям в Украине на порядок ниже ставок банковских кредитов (15 — 18% годовых в гривне). Кроме того, для выпуска облигаций не нужно предоставлять залог. В случае роста кредитных ставок на рынке, ставки по долговым инструментам с фиксированной доходностью остаются неизменными, что позволяет более точно прогнозировать будущие финансовые потоки предприятия. Однако этот же аргумент является отрицательным для инвесторов, поскольку, в случае резкого роста уровня инфляции, инвесторы не получают ожидаемой реальной доходности. Успешный выпуск и погашение облигаций являются залогом формирования позитивного имиджа компании среди потенциальных инвесторов. Однако количество эмиссий облигаций на украинском фондовом рынке (около 100 эмиссий зарегистрировано в ПФТС) свидетельствует о сложности привлечения средств через такой инструмент. "Для выпуска облигаций нужна открытость — раскрытие финансовой информации, информации о перспективности бизнеса, структуре собственников, эффективности менеджмента", — сказал Константин Фисун. "Обязательным условием при выпуске облигаций является предоставление финансовой отчетности, по крайней мере, первой, второй и третьей формы, за последние три года", — говорит Эрик Найман. К сожалению, уровень открытости и методы ведения финотчетности позволяют немногим предприятиям выходить на рынки облигаций.

Еще сложнее выйти на рынок внешнего корпоративного долга. Только единицы украинских компаний за последние несколько лет сумели выпустить евробонды. Эксперты утверждают, что требования к финансовому и юридическому аудиту, открытости компаний при выпуске евробондов практически приближаются к требованиям при выпуске IPO.

Выпуск IPO является самым сложным финансовым инструментом для привлечения инвестиций в предприятие. К примеру, за время существования ПФТС было зарегистрировано только два выпуска акций, которые являются классическими IPO: Виннифрут и Мономах. А о выходе на внешний рынок IPO украинские корпорации только начинают заявлять. О своих планах по выпуску IPO в 2005 году заявил концерн "Галнафтогаз". А как утверждают эксперты, активный выход отечественных компаний на внешний рынок публичного предложения акций начнется не ранее, чем через два-три года.

Сравнительный анализ различных способов привлечения капитала

Финансовый инструмент

Параметры и условия выпуска

IPO

Объемы. Могут быть практически неограниченными.

Сроки, на которые привлекается капитал. Неограничены.

Условия. Максимально прозрачная финансовая отчетность. Международный аудит за последние три года.

Сроки подготовки. От полугода до 2-х лет.

Стоимость подготовки. На внешних рынках может достигать до 10% привлеченных средств.

Коммерческие кредиты банков

Объемы. До 30% чистых активов предприятия, или в среднем до $50 млн.

Сроки, на которые привлекается капитал. Как правило, до 1 года.

Условия. Наличие залога, не обремененного обязательствами.

Сроки подготовки. До месяца.

Стоимость подготовки. 1 — 3% от привлекаемых средств.

Позитив. Краткие сроки привлечения. Минимальные требования к отчетности.

Недостатки. Высокие процентные ставки.

Облигации

Объемы. До 100% чистых активов предприятия или до $1 млрд. Кроме того, законодательно ограничено — до 25% уставного фонда.

Сроки, на которые привлекается капитал. 1 — 3 года.

Условия. Чистый доход предприятия — не менее 50 млн. грн. (для производственных предприятий), не менее 100 млн. грн. (для торговых); прибыльная деятельность.

Сроки подготовки. 1 — 3 месяца (облигации), 6 месяцев (еврооблигации).

Стоимость подготовки. 4 — 7% от привлекаемых средств.

Позитив. Дешевле кредита; формирование имиджа; влияет на повышение кредитного рейтинга; не влияет на структуру собственности.

Недостатки. Повышенные требования к раскрытию финансовой информации.

Частное размещение акций (продажа венчурным фондам, институциональным и стратегическим инвесторам)

Объемы. Практически неограничены.

Сроки, на которые привлекается капитал. 5 — 10 лет.

Условия. Финансовый и юридический аудит.

Сроки подготовки. 3 — 60 мес.

Стоимость подготовки. 2 — 3% от привлекаемых средств.

Позитив. Не нужно платить проценты и отдавать долг.

Недостатки. Изменения в структуре собственности, частичная потеря контроля над управлением компанией, более низкая, по сравнению с IPO, цена продажи акций

По оценкам Укрсоцбанка и ИК "Конкорд-капитал"