- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Инвестиции в ценные бумаги
Одной из форм инвестирования есть вложение денежных средств в ценные бумаги. Но в Украине ее доля на сегодняшний день очень низка (около 8%) по сравнению с развитыми странами (30-40%). Практика стран с рыночной экономикой показывает, что действенным инструментом для развития инвестирования является именно система стратегического управления
Система стратегического управления позволяет сформулировать глобальные цели развития фирм, позицию менеджеров высшего и среднего звена, оперативно адаптироваться к изменениям рыночной среды. Процесс внутрифирменного стратегического управления включает такие этапы:
- системный анализ перспектив и опасностей, которые могут возникнуть перед организацией;
- анализ влияния факторов внешней среды;
- определение главных целей, построение дерева целей;
- разработка альтернативных стратегий достижения цели и планирование необходимых ресурсов;
- разработка программ, которые учитывают общую стратегию.
Исходя из специфики работы инвесторов на фондовом рынке и практики стратегического управления, их общие цели можно представить следующим образом:
Таким образом, уже из самой стратегии инвесторов видно, что портфельные инвесторы не стремятся вмешиваться в оперативную деятельность компаний. В то время, как стратегические инвесторы всегда будут полностью контролировать функционирование подконтрольной компании. На основе миссии организации профессионального участника рынка ценных бумаг формулируются частные цели (обеспечение доходности, надежности и ликвидности инвестиций в ценные бумаги). Цели инвестирования всегда должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени.
К примеру, стратегия управления портфелем ценных бумаг может быть сформулирована следующим образом: "обеспечить в течение квартала доходность за счет роста курсовой стоимости акций в размере не менее 20% годовых". Но в Украине в связи с неразвитостью фондового рынка такая цель пока встречается довольно редко.
Важным элементом стратегического управления является также анализ внешней среды и мониторинг рынка. По отношению к управлению инвестициями в ценные бумаги это предполагает выполнение следующих функций:
- оценка инвестиционной привлекательности;
- разработка рейтингов, прогнозирование состояния рынка в целом, а также его сегментов в отраслевом, региональном разрезе;
- анализ рынка альтернативных вложений;
- анализ рыночной среды, сильных и слабых сторон основных конкурентов, их доли на рынке;
- поиск новых возможностей, анализ потребностей потенциальных клиентов;
- динамическое отслеживание конъюнктуры рынка.
Отдельные виды инвестиционных стратегий
Стратегия эффективного собственника. В случае использования этой стратегии миссия инвестора заключается не только в получении доступа к определенным видам продукции и обеспечении контроля за финансовыми потоками, но и в повышении научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовом оздоровлении предприятия-эмитента.
Основной доход, получаемый инвестором, носит долгосрочный характер и образуется в результате хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому для осуществления этой стратегии необходимы значительные ресурсы не только на приобретение контрольного пакета акций, но и для развития эмитента. Только на более поздних этапах эффективный собственник может осуществлять "раскрутку" акций подконтрольного предприятия, в том числе и на международных рынках. После того как предприятие стало высокорентабельным, а его акции значительно выросли в цене, инвестор, использующий эту стратегию, может получить прибыль за счет продажи своего пакета. За рубежом такую стратегию используют довольно часто венчурные фонды, финансирующие развитие инновационного бизнеса.
Стратегия спекулятивного слияния или поглощения. Основная миссия этой стратегии заключается в приобретении контрольного пакета акций для обеспечения доступа к дефицитным видам продукции (услугам), финансовым ресурсам либо в целях получения в распоряжение выгодных объектов недвижимости, других имущественных и неимущественных прав. Применение этой стратегии по отношению к крупным предприятиям позволяет переключить значительные финансовые потоки на свои дочерние посреднические фирмы, оффшоры, банки. Инвесторы, использующие эту стратегию, могут получить прибыль при реализации пакета акций конечному инвестору либо за счет управления денежными потоками предприятия. Цель применения данной стратегии по отношению к мелким предприятиям может заключаться в приобретении выгодных площадей в престижных районах для использования их под офисы, склады, для возведения новых зданий. В качестве предпосылки использования рассматриваемой стратегии можно рассматривать принадлежность инвестора к финансово-промышленной группе (ФПГ), банковским или торгово-посредническим структурам, обладающим необходимыми ресурсами для скупки контрольного пакета акций. Эта стратегия может быть использована, как правило, на начальной стадии приватизации, когда на предприятии только начинается борьба за передел собственности.
При портфельном инвестировании выбор стратегии в значительной мере определяется типом управления. Обычно выделяют два вида управления: пассивный и активный. Пассивное управление характерно для консервативных и умеренно-агрессивных инвесторов. В качестве главных целей при пассивном управлении выступают защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление. Этот тип управления предполагает создание хорошо диверсифицированных портфелей ценных бумаг, для которых можно с высокой точностью рассчитать доходность, риск и ликвидность.
Активное управление предполагает тщательный мониторинг рынка, оперативное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям инвестирования, а также быстрое изменение структуры портфеля. Главная особенность активного типа управления заключается в стремлении инвестора переиграть рынок и получить доходность, превышающую среднерыночную. Этот тип управления требует значительных затрат, связанных с информационно-аналитической подготовкой решений, приобретением или разработкой собственного программно-технического и методического обеспечения. Поэтому его выбирают только те участники, которые имеют достаточный собственный капитал и высокопрофессиональный персонал.
Самой распространенной стратегией пассивного управления при инвестировании в акции является стратегия "купил-и-держи". Следует иметь в виду, что эффективность этой стратегии в значительной мере зависит от уровня недооцененности акций и выбранного периода времени.
В качестве другой разновидности стратегии пассивного управления выступает стратегия индексного фонда. Она основана на том, что структура портфеля должна отражать движение выбранного фондового индекса, характеризующего состояние всего рынка ценных бумаг (или его наиболее важных сегментов). Виды ценных бумаг и их доля определяются таким же образом, как при подсчете индекса. Главной задачей инвестора становится воспроизведение в своем портфеле структуры рынка с периодической его корректировкой через полгода или год. Управление осуществляется по отклонениям структуры портфеля от структуры индекса.