- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Инвесторы выбирают Польшу
Польша использует нетрадиционные методы привлечения иностранных инвестиций, о существовании которых в Украине пока даже не догадываются
Польша на протяжении 2005 года будет иметь статус наиболее инвестиционно привлекательной страны среди десяти новых членов ЕС. Так считают представители средних и крупных компаний Евросоюза и рыночные аналитики, среди которых был проведен опрос крупными европейскими исследовательскими агентствами Global M&A и Mergermarket. Большинство опрошенных считают, что недавние изменения в польском пенсионном законодательстве делают страну еще более привлекательной для вложения в нее инвестиций.
Опрос Global M&A и Mergermarket является не единственным исследованием уровня инвестиционной привлекательности стран ЕС, однако он, помимо прочего, свидетельствует о том, что Польша уже близка к достижению своей стратегической цели — к 2006 году довести объем привлеченных в страну иностранных инвестиций (ПИИ) до $10 млрд. в год.
Подписывайтесь на наш YouTube каналПо итогам 2004 года, согласно данным польского Агентства информации и иностранных инвестиций (PAIiIZ), объем ППИ в Польшу составил $7,6 млрд. Это на 23% больше, нежели было привлечено инвестиций в 2003 году и наиболее высокий показатель с 2000 года. Всего за последние 15 лет иностранные инвесторы вложили в польскую экономику свыше $84 млрд., что, для сравнения, в десять раз больше, нежели объем ПИИ в Украину за этот же период.
"В перспективе мы также будем рассматривать Украину как конкурента, который может отбирать у нас значительную долю иностранных инвестиций, вкладываемых в страны Восточной и Центральной Европы", — заявил, президент PAIiIZ Анжей Збедски в Варшаве на встрече с группой украинских журналистов в январе текущего года. Судя по тому, какую масштабную инфраструктуру выстроила Польша для привлечения иностранных инвесторов, эти слова г-на Здебски можно расценивать как неоправданный аванс, выданный Украине исключительно из вежливости.
Страна-конфетка
Около трех лет назад польскому руководству хватило смелости признать, что страна проиграла конкурентную борьбу за иностранного инвестора своим соседям Венгрии, Чехии и Словакии. Взять реванш поляки решили не за счет создания дополнительных преимуществ для работы иностранных инвесторов, а достаточно оригинальным путем — "маркетингового промоушена" страны в целом. Недаром первой из задекларированных целей работы PAIiIZ (созданного на основе объединенного в 2003 году Государственного агентства иностранных инвестиций и Польского информационного агентства в качестве основного органа для работы с иностранными инвесторами) является "создание положительного образа страны и в течение десяти лет выведение Польши в число так называемых "фирменных стран" (Branded countries)".
Иными словами, польское руководство в борьбе за иностранного инвестора готово пойти на то, чтобы сделать из своей страны и нации хорошо продающийся рыночный бренд. Впрочем, такой подход не является распродажей национальной гордости, а в большей мере свидетельствует о том, что в Польше используются инновационные стратегические технологии, направленные на привлечение иностранных инвесторов.
"Национальный брендинг" — понятие достаточно новое и пока еще не имеющее общепризнанного определения относительно того, что на самом деле оно в себя включает и каковы его рамки. "Брендинг — это способ, при помощи которого организация контактирует, самоопределяется и символизирует себя в лице окружающей ее общественности. "Национальный брендинг" имеет те же функции и используется для стимулирования иностранных инвестиций, создания внутренней гордости или является формой поддержки национального экспорта и экспортеров", — такое определение "национального брендинга" дал, к примеру, глава правления Jack Yan & Associates Джек Ян в интервью британскому специализированному изданию LogoLounge.
Несмотря на продолжающиеся теоретические споры, сегодня уже существует так называемая "Коалиция фирменных стран" (Branded Country Coalition), которая включает в себя около 30 государств (например, Сингапур, Малайзия, Финляндия и даже Кения), экономика большинства из которых успешно функционирует за счет привлеченных иностранных инвестиций. Они имеют стратегию и методику (преимущественно разработанную на основе применяемого на корпоративном уровне SWOT-анализа), позволяющую создавать положительный экономический, политический и культурный образ страны, который признается широкой международной общественностью.
Тающий кредит
Украинское правительство после "оранжевой революции" также получило признание широкой мировой общественностью, что в начальный период его правления рассматривалось как залог и для активного привлечения иностранных инвестиций. "Украинская власть воспользовалась большим кредитом доверия в мире, и иностранный капитал постоянно прибывает в Украину. Однако этот кредит не безразмерный. Иностранный бизнес сегодня обеспокоен неоднозначными сигналами со стороны украинской власти, как, к примеру, реприватизация, аннулирование уже имеющихся прав инвесторов (в связи с ликвидацией специальных экономических зон). Много потенциальных инвесторов продолжает ждать, когда наконец украинское правительство определится с направлением своей экономической политики", — сказал "Инвестгазете" Аркадиуш Сарна, эксперт по Украине варшавского Центра восточных исследований.
Все больше становится очевидным, что "оранжевая революция" не имеет никакого отношения к процессу привлечения иностранных инвесторов в Украину и, тем более, к созданию "украинского национального бренда". Впрочем, ее элементы гипотетически могли бы стать основой для создания благоприятного имиджа страны в лице инвесторов.
10 крупнейших иностранных инвестиций в Польшу в 2004 году
Инвестор |
Объем инвестиции, $/млн. |
Страна регистрации инвестора |
Вид деятельности |
Apollo Rida |
800 |
США |
Недвижимость |
France Telecom |
450 |
Франция |
Телекоммуникации |
LNM Holding |
390 |
Голландия |
Производство метала |
BEG S.A. |
356 |
Франция |
Инженерное строительство |
Vattenfall AB |
305 |
Швеция |
Электро-, газо- и водоснабжение |
Toyota |
220 |
Бельгия |
Автомобилестроение |
IVAX Corporation |
210 |
США |
Производство медикаментов |
Volkswagen |
195 |
Германия |
Автомобилестроение |
KBC Bank N.V. |
192 |
Бельгия |
Финансы |
LG Electronics Inc |
178 |
Южная Корея |
Производство электромашинного оборудования |
Источник: PAIiIZ
Крупнейшие страны-инвесторы в Польше и Украине (на 01.01.2005 г. за весь период инвестирования)
Украина |
Польша |
||
Страна-инвестор |
Объем инвестиций, $/млн. |
Страна-инвестор |
Объем инвестиций, $/млн. |
США |
1 153,7 |
Франция |
16 026,1 |
Кипр |
1 035,6 |
Голландия |
11 154,2 |
Великобритания |
895,9 |
США |
10 163,7 |
Германия |
631,6 |
Международные компании |
4 648,7 |
Голландия |
548,3 |
Великобритания |
4 337,2 |
Британские Виргинские о-ва |
543,8 |
Италия |
4 089,3 |
Россия |
457,5 |
Швеция |
3 715,2 |
Швейцария |
411,3 |
Бельгия |
2 902,6 |
Австрия |
345,6 |
Дания |
2 096,2 |
Польша |
192,3 |
Швейцария |
1 617,9 |
Источник: Госкомстат Украины, PAIiIZ