Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Инвесторы выбирают Польшу

Польша использует нетрадиционные методы привлечения иностранных инвестиций, о существовании которых в Украине пока даже не догадываются

Польша использует нетрадиционные методы привлечения иностранных инвестиций, о существовании которых в Украине пока даже не догадываются

Польша на протяжении 2005 года будет иметь статус наиболее инвестиционно привлекательной страны среди десяти новых членов ЕС. Так считают представители средних и крупных компаний Евросоюза и рыночные аналитики, среди которых был проведен опрос крупными европейскими исследовательскими агентствами Global M&A и Mergermarket. Большинство опрошенных считают, что недавние изменения в польском пенсионном законодательстве делают страну еще более привлекательной для вложения в нее инвестиций.

Опрос Global M&A и Mergermarket является не единственным исследованием уровня инвестиционной привлекательности стран ЕС, однако он, помимо прочего, свидетельствует о том, что Польша уже близка к достижению своей стратегической цели — к 2006 году довести объем привлеченных в страну иностранных инвестиций (ПИИ) до $10 млрд. в год.

По итогам 2004 года, согласно данным польского Агентства информации и иностранных инвестиций (PAIiIZ), объем ППИ в Польшу составил $7,6 млрд. Это на 23% больше, нежели было привлечено инвестиций в 2003 году и наиболее высокий показатель с 2000 года. Всего за последние 15 лет иностранные инвесторы вложили в польскую экономику свыше $84 млрд., что, для сравнения, в десять раз больше, нежели объем ПИИ в Украину за этот же период.

"В перспективе мы также будем рассматривать Украину как конкурента, который может отбирать у нас значительную долю иностранных инвестиций, вкладываемых в страны Восточной и Центральной Европы", — заявил, президент PAIiIZ Анжей Збедски в Варшаве на встрече с группой украинских журналистов в январе текущего года. Судя по тому, какую масштабную инфраструктуру выстроила Польша для привлечения иностранных инвесторов, эти слова г-на Здебски можно расценивать как неоправданный аванс, выданный Украине исключительно из вежливости.

Страна-конфетка

Около трех лет назад польскому руководству хватило смелости признать, что страна проиграла конкурентную борьбу за иностранного инвестора своим соседям Венгрии, Чехии и Словакии. Взять реванш поляки решили не за счет создания дополнительных преимуществ для работы иностранных инвесторов, а достаточно оригинальным путем — "маркетингового промоушена" страны в целом. Недаром первой из задекларированных целей работы PAIiIZ (созданного на основе объединенного в 2003 году Государственного агентства иностранных инвестиций и Польского информационного агентства в качестве основного органа для работы с иностранными инвесторами) является "создание положительного образа страны и в течение десяти лет выведение Польши в число так называемых "фирменных стран" (Branded countries)".

Иными словами, польское руководство в борьбе за иностранного инвестора готово пойти на то, чтобы сделать из своей страны и нации хорошо продающийся рыночный бренд. Впрочем, такой подход не является распродажей национальной гордости, а в большей мере свидетельствует о том, что в Польше используются инновационные стратегические технологии, направленные на привлечение иностранных инвесторов.

"Национальный брендинг" — понятие достаточно новое и пока еще не имеющее общепризнанного определения относительно того, что на самом деле оно в себя включает и каковы его рамки. "Брендинг — это способ, при помощи которого организация контактирует, самоопределяется и символизирует себя в лице окружающей ее общественности. "Национальный брендинг" имеет те же функции и используется для стимулирования иностранных инвестиций, создания внутренней гордости или является формой поддержки национального экспорта и экспортеров", — такое определение "национального брендинга" дал, к примеру, глава правления Jack Yan & Associates Джек Ян в интервью британскому специализированному изданию LogoLounge.

Несмотря на продолжающиеся теоретические споры, сегодня уже существует так называемая "Коалиция фирменных стран" (Branded Country Coalition), которая включает в себя около 30 государств (например, Сингапур, Малайзия, Финляндия и даже Кения), экономика большинства из которых успешно функционирует за счет привлеченных иностранных инвестиций. Они имеют стратегию и методику (преимущественно разработанную на основе применяемого на корпоративном уровне SWOT-анализа), позволяющую создавать положительный экономический, политический и культурный образ страны, который признается широкой международной общественностью.

Тающий кредит

Украинское правительство после "оранжевой революции" также получило признание широкой мировой общественностью, что в начальный период его правления рассматривалось как залог и для активного привлечения иностранных инвестиций. "Украинская власть воспользовалась большим кредитом доверия в мире, и иностранный капитал постоянно прибывает в Украину. Однако этот кредит не безразмерный. Иностранный бизнес сегодня обеспокоен неоднозначными сигналами со стороны украинской власти, как, к примеру, реприватизация, аннулирование уже имеющихся прав инвесторов (в связи с ликвидацией специальных экономических зон). Много потенциальных инвесторов продолжает ждать, когда наконец украинское правительство определится с направлением своей экономической политики", — сказал "Инвестгазете" Аркадиуш Сарна, эксперт по Украине варшавского Центра восточных исследований.

Все больше становится очевидным, что "оранжевая революция" не имеет никакого отношения к процессу привлечения иностранных инвесторов в Украину и, тем более, к созданию "украинского национального бренда". Впрочем, ее элементы гипотетически могли бы стать основой для создания благоприятного имиджа страны в лице инвесторов.

10 крупнейших иностранных инвестиций в Польшу в 2004 году

Инвестор

Объем инвестиции, $/млн.

Страна регистрации инвестора

Вид деятельности

Apollo Rida

800

США

Недвижимость

France Telecom

450

Франция

Телекоммуникации

LNM Holding

390

Голландия

Производство метала

BEG S.A.

356

Франция

Инженерное строительство

Vattenfall AB

305

Швеция

Электро-, газо- и водоснабжение

Toyota

220

Бельгия

Автомобилестроение

IVAX Corporation

210

США

Производство медикаментов

Volkswagen

195

Германия

Автомобилестроение

KBC Bank N.V.

192

Бельгия

Финансы

LG Electronics Inc

178

Южная Корея

Производство электромашинного оборудования

Источник: PAIiIZ

Крупнейшие страны-инвесторы в Польше и Украине (на 01.01.2005 г. за весь период инвестирования)

Украина

Польша

Страна-инвестор

Объем инвестиций, $/млн.

Страна-инвестор

Объем инвестиций, $/млн.

США

1 153,7

Франция

16 026,1

Кипр

1 035,6

Голландия

11 154,2

Великобритания

895,9

США

10 163,7

Германия

631,6

Международные компании

4 648,7

Голландия

548,3

Великобритания

4 337,2

Британские Виргинские о-ва

543,8

Италия

4 089,3

Россия

457,5

Швеция

3 715,2

Швейцария

411,3

Бельгия

2 902,6

Австрия

345,6

Дания

2 096,2

Польша

192,3

Швейцария

1 617,9

Источник: Госкомстат Украины, PAIiIZ