Исполнительная служба не всегда исполнительна

Судебные решения, которые вступили в силу, являются обязательными для исполнения — это аксиома, которая, однако, иногда не действует
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Судебные решения, которые вступили в силу, являются обязательными для исполнения — это аксиома, которая, однако, иногда не действует

"Я подал иск к исполкому Черниговского городского совета еще в 1998 году, — говорит мой собеседник Владимир Федорович (фамилию просил не указывать), один из посетителей Департамента государственной исполнительной службы, которая занимается организацией исполнения судебных решений. — Просил, чтобы суд вынес решение о предоставлении мне квартиры (по закону, инвалиды-чернобыльцы имеют право на получение жилья в течение года с момента подачи заявления). Суд разрешил конфликт в мою пользу, причем оперативно, и уже через два месяца было вынесено решение, согласно которому исполком должен мне предоставить двухкомнатную квартиру. Законность этого решения подтвердил и Верховный Суд. И что же? Шесть лет решение не исполняется. Но ведь в Чернигове строится жилье, выделяются квартиры!"

А государственная исполнительная служба, по словам Владимира Федоровича, шлет отписки: судебное решение о предоставлении жилья выполнить невозможно. "Спрашиваю: почему? — продолжает он. — Заместитель начальника областного Управления юстиции мне написал: мол, ваша очередь для получения жилья еще не подошла. Странно, но на судебное решение чиновник не обращает внимания. Суд четко записал, что законодательством не предусмотрено создание квартирных очередей для инвалидов-чернобыльцев, а оснований для неисполнения решения попросту не существует. Я подал уже три десятка жалоб на имя директора Департамента государственной исполнительной службы, но все они пересылаются в областное управление. А оттуда идут только отписки: "уважаемый, ждите своей очереди". Самое смешное, что ни одна моя жалоба в Министерстве юстиции не признана обоснованной, хотя у меня на руках уже есть шесть (!) судебных решений, подтверждающих незаконность действий госисполнителей и других должностных лиц органов исполнительной службы".

Мой собеседник сказал, что подал в суд еще одну жалобу — теперь уже на директора Департамента государственной исполнительной службы, который никак не реагирует на нарушения закона со стороны подчиненных. Однако не уверен, что даже в случае позитивного разрешения этой жалобы решение о выделении квартиры будет исполнено… "У меня сложилось впечатление, что на такие жалобы руководители Департамента научились попросту не реагировать", — подытожил инвалид.

Нет денег у должника — объективная причина невыполнения

"Должники имеют возможность уклоняться от выполнения судебных решений, причем иногда на законных основаниях, — говорит первый заместитель министра юстиции Украины Анатолий Заяц. — Например, путем постоянного обжалования действий государственных исполнителей".

Также, по словам Зайца, есть еще одна популярная лазейка. По закону, предприятие имеет право открывать несколько банковских счетов. Получив от госисполнителя распоряжение выплатить кредитору деньги, предприятие может ответить: мол, рады бы, но на нашем счету нет денег. Госисполнитель проверяет и устанавливает: действительно денег у предприятия нет. В это же время предприятие имеет возможность открыть еще один счет (в том числе и в другом банке) или вообще работать через подставную фирму. Конечно, госисполнитель об этом если и узнает, то не сразу, а через какое-то время, когда должник успеет "прокрутить" деньги, обналичить нужные суммы и "закрыть" все сделки.

У этой проблемы есть и обратная сторона. "Как правило, банковские учреждения, в которых открыты счета должников, заинтересованы в хороших отношениях со своими клиентами и готовы сделать все возможное для содействия должникам в их финансовых делах. Поэтому после поступления в банк документов об аресте средств возникает много проблем в отношении взыскания средств с должника даже на уровне банка", — говорит адвокат Алексей Бежевец.

Нет желания у исполнителя — субъективная причина

Органы государственной исполнительной службы перегружены. В производстве — свыше 3 млн. исполнительных производств. Некоторые тянутся годами. У одного госисполнителя может находиться 100-200 исполнительных производств (научно обоснованная норма — до 50). По оценкам экспертов газеты "Юридическая практика", своевременно и надлежащим образом исполняется всего четвертая часть судебных решений.

"Проведение исполнительных действий сопряжено с определенными финансовыми затратами: выезд по месту нахождения имущества должника, произведение описи, назначение экспертов", — говорит Анатолий Заяц. Госбюджет не предусматривает финансирования проведения исполнительных действий. Кроме того, приостановлено действие нормы, предусматривающей взыскание 10%-ного исполнительного сбора с должника на проведение исполнительных действий. Взыскатель вынужден самостоятельно авансировать проведение исполнительных действий.

В Минюсте не скрывают, что многие госисполнители слабо знают законодательство, нарушают служебную дисциплину, игнорируют законные права и интересы участников исполнительного производства. 80% жалоб, поступающих в органы юстиции разного уровня, касаются именно неисполнения судебных решений. Механизм рассмотрения жалоб и обращений граждан в системе Минюста неэффективен, что подтверждается и судебной практикой. Недавно был уволен начальник отдела государственной исполнительной службы Донецкого областного управления юстиции, а его коллеге из Винницы объявили выговор.

Коллегия Минюста констатировала, что самая большая проблема органов исполнительной службы — подбор кадров и их профессиональная подготовка. Эту проблему наскоком не решишь: юристы с высшим образованием за мизерную зарплату работать не хотят, на должности госисполнителей назначают студентов-заочников или лиц с непрофильным образованием.

Что делать, если судебное решение не исполняется?

"Есть два варианта — либо добиваться от госисполнителя принятия действенных мер (в том числе обжаловать его бездеятельность вышестоящему начальству или в судебном порядке), либо попытаться изменить порядок и способ выполнения решения", — говорит юрист Вадим Петрик.

Судиться с госисполнителем — дело зачастую неблагодарное. Даже если суд и признает бездействие госисполнителя неправомерным, то способов заставить его произвести те или иные процессуальные действия практически нет. Тем не менее, действует такая норма: если в результате незаконных действий или бездействий госисполнителя стороне исполнительного производства был причинен ущерб, то этот ущерб может быть взыскан за счет государства.

По данным Минюста, суды все чаще и чаще выносят решения о взыскании материального ущерба из-за незаконности действий должностных лиц органов исполнительной службы (общая сумма достигла уже 2,5 млн. грн.). Недавно Верховный Суд Украины оставил в силе решение Зализнычного райсуда г. Льовова о взыскании с отдела государственной исполнительной службы Стрыйского районного управления юстиции (Львовская обл.) 987 тыс. 580 грн. убытков в пользу АО "Маслосоюз". Этому предприятию будет выплачена неустойка за счет госбюджета.

Справка

За невыполнение законных требований госисполнителя на виновных может быть наложен штраф — до 340 грн. Госисполнитель также может составить акт, на основании которого прокуратура или

суд вправе возбудить уголовное дело