Исследование беспомощности

В пятничный вечер к одному из предприятий в Винницкой области подъехали несколько иномарок, из которых вышли судебный исполнитель и несколько парней, как любили писать год назад, "специфической внешности". После недолгого разговора с представителями руков
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В пятничный вечер к одному из предприятий в Винницкой области подъехали несколько иномарок, из которых вышли судебный исполнитель и несколько парней, как любили писать год назад, "специфической внешности". После недолгого разговора с представителями руководства завода последние с вещами оказались на улице, а новоприбывшие начали опечатывать помещения. Западная компания — собственник завода — за час по решению районного суда соседней области лишились несколько миллионов долларов инвестиций.

Простая зарисовка из обычных будней украинского бизнеса в уже новые времена. Ранее, во времена Леонидов (Ильича, Макаровича и Данилыча) действовала всем понятная вертикаль власти — сверху один телефон, далее второй, третий и т. д. Сейчас вертикаль убрали, оставив те же винтики, которые крутятся уже от денег. Соответственно, перед государственными чиновниками стоит тяжелая задача. Вам не нравится, что власть звонит по телефону судьям, — смиритесь, что за 3000 у. е. районный суд неизвестного городка вынесет совсем безумное решение, а еще за 3000 приедет судебный исполнитель вместе с "парнями с мясокомбината" и заберут ваш бизнес.

Австрийцам удалось вернуть себе завод (впрочем, неизвестно, как надолго) с помощью тех же звонков — правда, звонили в свое посольство. Но только что делать простым украинским бизнесменам? Ответ тоже давно известен — также звонить и искать "крышу".

Это только один эпизод мозаики под названием "бизнес-климат" в уже постреволюционной Украине. То, что в стране мало что поменялось в этом отношении, очевидно всем, почему — вопрос второй. Очевидно и то, что правительство так и не смогло провести хотя бы минимальные реформы в этом направлении. Формально — не успели, фактически — просто не сумели. Как оказалось, полгода Кабмин у нас повышал инвестклимат, но совсем не теми методами. Оказалось, что количество справок для строительства более важно, чем поездки на инвестиционные форумы. А отменить эту справку в условиях тихого сопротивления бюрократов подчас труднее, чем принять решение о курсе гривни. Но именно из таких шагов состоит работа госчиновника, а вовсе не из количества проведенных часов на экране телевизора.

Как следует из исследования Всемирного банка, ничего сложного в таком реформировании нет (см. "Жаркий" бизнес-климат Украины на стр. 10). В создании благоприятной предпринимательской среды преуспели как Норвегия (где коррупцию можно искать вечно), так и диктаторская, по мнению многих, Беларусь. Страны, где за прошлый год реформы были проведены наиболее эффективно — Грузия и Сербия, причем квалификация госаппарата у них не намного выше украинского.

В Украине пока что отсутствие реальных шагов на уровне центральной власти компенсируется или скромными шажочками отдельных местных властей, или заменяется бурными публичными действиями, которые, впрочем, мало что дают для изменения самой власти (более подробно в репортаже с одного из региональных инвестиционных форумов на стр. 11).

Показатель защиты прав инвесторов (0-10)*

Н. Зеландия

9,7

Польша

6,3

Эстония

6

Румыния

5,7

Литва

5,3

Германия

5,3

Россия

5

Белоруссия

4

Словакия

4

Украина

2,7