Италия на пути к парламентским выборам

В Европейском союзе Италия занимает промежуточную позицию между, с одной стороны, дуумвиратом Германия — Франция, а с другой — Великобританией. Эта тенденция получила наглядное подтверждение на декабрьском саммите глав государств ЕС в Ницце. При решении к

В Европейском союзе Италия занимает промежуточную позицию между, с одной стороны, дуумвиратом Германия — Франция, а с другой — Великобританией. Эта тенденция получила наглядное подтверждение на декабрьском саммите глав государств ЕС в Ницце. При решении краеугольных проблем будущего функционирования Союза, Берлин и Париж старались навязать свою точку зрения остальным западноевропейцам, не обращая практически никакого внимания на их мнение.С экономическим весом "государств-тяжеловесов" приходится считаться всем, в том числе и Риму

ВТЕЧЕНИЕ последних 13 лет для государства на Апеннинах характерна неустойчивость на правительственном уровне. После падения кабинета министров социа­листа Б. Кракси (он установил ре­корд по продолжительности пребы­вания на посту премьер-министра — с 1983 по 1987 год. Правительство Италии возглавляло 11 премьеров, а в целом с 1945 года — 56. Это — хри­стианские демократы, социалисты, технократы, представители Forza Italia (Сильвио Берлускони, преуспе­вающий медиабизнесмен, прези­дент футбольного клуба "Милан") и коалиции Tree Olive (Романо Проди, сейчас председатель Европей­ской комиссии), левые демократы, бывший социалист. В среднем, они пребывали в ранге премьера не бо­лее года (больше всех на этом посту "задержался" христианский демо­крат Джулио Андреотти — около 3 лет).

Именно такой широкий круг по­литических деятелей управлял стра­ной, поэтому нестабильность на Апеннинах была заранее прогнози­руемой. В целом, для политического истеблишмента Италии приход к власти бывшего социалиста Джулиано Амато, сменившего весной 2000 года левого демократа Массимо д'Алема, который проработал на премьерском посту почти полтора года, не было неожиданностью. Во­прос заключается в следующем: на­сколько высокий кредит доверия по­лучил Дж. Амато от разношерстной коалиции из 10 партий и на какое время?

По утверждению политических экспертов, ненадолго. Поскольку премьеру с трудом удается "прота­щить" через парламент нужные за­конопроекты, в первую очередь, в сфере экономики. А они нужны для проведения структурных хозяйст­венных реформ, чтобы обеспечить стабильный ежегодный рост эконо­мики в пределах 2,5-3% в течение 2001 -2004 гг., повысить конкуренто­способность отдельных отраслей экономики (делать акцент на разви­тии туризма, футбольной, легкой и автоиндустрии бесперспективно), поддержать устойчивость курса на­циональной валюты по отношению к доллару (имеет место постепен­ное падение лиры к доллару), сокра­тить уровень безработицы с 11% в 2000 г. до 7,8% в 2004 г. (для юга страны характерна, как и в предыду­щие годы, низкая занятость). Прави­тельство наметило меры, направ­ленные на снижение дефицита гос­бюджета до 1 % от ВВП согласно требованиям ЕС. Повышение конку­рентоспособности итальянских то­варов требует сокращения издер­жек производства. Планируется уменьшить уровень налогов, выплачиваемых предпринимателями в пенсионные фонды. Расходы на содержание граждан преклонного возраста в Италии, как и в Германии, стали слишком тяжелым бременем для экономики. Выполнение постав­ленных целей зависит от устойчиво­сти парламентской системы в целом и функционирования коалиционных правительств в частности, в том числе от умения премьер-министра установить взаимопонимание с профсоюзами.

Политическая элита Италии в конце 20 столетия ставит ясную задачу: усовершенствовать выбор­ную систему, чтобы избавиться от таких недостатков парламентской пропорциональной системы, кото­рые являются источником неста­бильности в стране, и перейти к об­разованию устойчивой двухпартий­ной (биполярной) коалиции, как в Великобритании. Тем более, что Италия после завершения Второй мировой войны политически разде­лена на два лагеря — правых и ле­вых. Примечательно то, что правый фланг, который возглавляет С. Бер­лускони, быстро сориентировался. Лидер Forza Italia намерен оформить коалицию правых партий как эффек­тивный механизм противодействия левым. Амбициозный Берлускони поставил перед собой несколько це­лей: уменьшить налоги с целью ус­корения роста экономики, сокра­тить безработицу до 5-6%, рефор­мировать непосильную для государ­ства пенсионную реформу. По рас­четам политических экспертов, на парламентских выборах, наме­ченных на апрель 2001 г., победит С. Берлускони, который сможет контролировать правую коалицию в высшем законодательном органе, а также начать серьезные структур­ные реформы.

Экономические сложности

В 2000 ГОДУ РОСТ экономики Италии составил примерно 2,7% по сравнению с 1,4% в 1999 году. По расчетам английского журнала Economist, в нынешнем году темпы роста должны увеличиться до 2,9%. Но по этому показателю государст­во на Апеннинах значительно усту­пит не только Ирландии (7,1%), а также Финляндии (4,3%), Португа­лии и Нидерландам (по 4,0%), Испа­нии и Швеции (по 3,5%), Греции (3,4%), Франции (3,2%), но опере­дит Великобританию, Австрию, Бельгию, Данию и Норвегию. По объему ВВП Италия, как и преж­де, будет занимать в ЕС четвертое место ($1,26 трлн.) после Германии, Великобритании и Франции (ВВП этих стран в пределах $2,2 — 1,5 трлн.). По уровню ВВП на душу населения отставание "итальянско­го сапожка" от других членов Евро­союза слишком заметно. По этому параметру Италия, с годовым дохо­дом на одного человека в $21,8 тыс., впереди только Испании, Греции и Португалии — государств, в кото­рых этот показатель один из самых низких в ЕС.

По мнению европейских экс­пертов, достаточно умеренный рост экономики Италии обусловлен по­вышенным мировым спросом на различную итальянскую продукцию. По расчетам Банка Италии, экспорт страны увеличился на 9%. Благо­приятные инвестиционные условия сложились для частного и государ­ственного капиталов благодаря низкой стоимости денег и предо­ставлению "налоговых поблажек" при реализации строительных про­ектов. По данным Банка Италии, в 1999-2000 гг. капиталовложения в материальное производство, ин­фраструктуру, строительство соста­вили 7%.

Однако несколько существенных факторов препятствуют ускоренному развитию итальянской экономики. По свидетельству Л. Кодогно, веду­щего экономиста Банка Америки в Лондоне, во-первых, дальнейший рост экономики Италии тормозится недостаточно высоким уровнем по­требления в стране. Во-вторых, сжа­тие государственных расходов при­вело к уменьшению общего объема инвестиций в экономику. В-третьих, правительству Дж. д'Алема пока не удалось провести законопроект о снижении налогового бремени на субъекты предпринимательства (этому противодействуют левые пар­тии). В-четвертых, либерализация внутренних энергетического и газо­вого рынков продвигается медлен­ными темпами (как известно, на этом настаивает руководство ЕС). В-пя­тых, осуществление плана привати­зации государственных предприятий с общими активами $135 мрд. пока сдерживается рядом экономических факторов. В-шестых, для Италии ха­рактерна высокая степень тенизации экономики (так называемая sommerso). По данным статистики, она со­ставляет 27%.

По свидетельству итальянских экспертов, новое правительство, которое придет к власти после ве­сенних выборов, столкнется со мно­гими экономическими проблемами, которые не были разрешены до сих пор.