Извлекаем выгоду

Конфликтную ситуацию можно рассматривать как с негативной точки зрения, так и с позитивной. Если компания придерживается этических принципов, поступает соответственно моральным нормам, не утаивает информацию, не увиливает от ответа, не перекладывает ответ
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Конфликтную ситуацию можно рассматривать как с негативной точки зрения, так и с позитивной. Если компания придерживается этических принципов, поступает соответственно моральным нормам, не утаивает информацию, не увиливает от ответа, не перекладывает ответственность за произошедшее на других, в таком случае она вызывает уважение к себе и усиливает свой позитивный имидж. С одной стороны, конфликты или скандалы могут быть полезны для компании и являются движущей силой для ее развития. С другой стороны, скандалы подрывают, во-первых, экономическую стабильность, а, во-вторых, репутацию компании.

Для решения конфликта многие топ-менеджеры используют довольно стандартный инструмент — переговоры. В случае если же не получается достичь договоренности, в ход вступают альтернативные инструменты. К таким можно отнести привлечение арбитра. Например, между норвежским оператором Telenor и российской Altimo, которые владеют оператором сотовой связи "Киевстар", существует договоренность о том, что все корпоративные конфликты должны решаться через арбитра в Нью-Йорке. Впрочем, акционеры даже при наличии такого инструмента не могут найти общий язык. Как отмечают представители скандинавской компании, очень важно найти эффективные способы коммуникаций, поскольку в противном случае конфликт может затянуться и только наносить вред.

К прогрессивным методам коммуникаций в корпоративных конфликтах можно отнести медиацию. Следует отметить, что законы некоторых стран обязывают стороны судебного процесса в принудительном порядке пройти процедуру медиации и лишь в случае ее неуспешного исхода обращаться в суд.

К примеру, процессуальное законодательство Польши предусматривает обязанность судьи сообщить сторонам о возможности медиации. На протяжении 10-15 дней стороны имеют право выбрать медиатора и разрешить конфликт внесудебным путем. Если же участники конфликта не следуют указанной процедуре, процесс идет дальше. В Украине медиация в хозяйственных спорах используется редко, однако предпосылки к ее развитию есть. Как рассказали в Международной финансовой корпорации, известны случаи, когда компании интересовались каким образом можно выйти из конфликтной ситуации без суда, что говорит о необходимости информирования о возможностях альтернативного разрешения конфликтов.

К участию топ-менеджмента в общении с конфликтующим партнером компании подходят по-разному. Одни считают, что такое участие возможно лишь в случае необходимости принятия важного управленческого решения. Другие утверждают, что любой, даже незначительный конфликт, может иметь серьезные последствия, а значит, требует участия менеджеров высшего уровня. Компания "Оболонь" привлекает первых лиц к участию в конфликных ситуациях. "Это естественно, ведь топ-менеджмент принимает все важные решения в компании и отвечает за ее успешное развитие. Наши руководители принимают участие в переговорных процессах с представителями компаний-конкурентов", — отмечает президент ЗАО "Оболонь" Александ Слободян. Однако привлекать высшее звено стоит в тех случаях, когда проблема действительно серьезная, поскольку время топ-менеджеров стоит довольно дорого.