"Я начинал со знакомства с электронной почтой"

Сегодня Украина "славится" не только плохими дорогами, но и плохой связью, и в первую очередь — интернет-связью. Отечественный рынок интернет-услуг на порядок отстает в своем развитии по сравнению с более "продвинутыми" соседями (Россией, западными страна
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня Украина "славится" не только плохими дорогами, но и плохой связью, и в первую очередь — интернет-связью. Отечественный рынок интернет-услуг на порядок отстает в своем развитии по сравнению с более "продвинутыми" соседями (Россией, западными странами). Особо это ощутимо в регионах. О тонкостях провайдерского бизнеса и перспективах украинского рынка интернет-связи мы беседуем с президентом компании Lucky. Net АРТУРОМ ГАБОВИЧЕМ

— Артур Григорьевич, расскажите, как давно вы в провайдерском бизнесе? С чего начинали, почему пришли именно в этот бизнес?

— Начинал я в 1988 году со знакомства с электронной почтой, то есть стоял у истоков украинского сегмента Интернета. На то время я жил в Москве, где технологии развивались значительно быстрее, чем в Украине. В 1991 году приехал в Украину и в составе небольшой группы IT-специалистов построил локальную сеть для одной торговой компании, которая включала офис, магазины и склады. Уже тогда мы начали предоставлять услуги электронной почты. Появились первые клиенты — ими стали партнеры той торговой компании, которые тоже захотели пользоваться электронной почтой. Вот с этого и начался наш бизнес. Ну а года через два начался резкий подъем интереса украинского бизнеса к возможностям Интернета и, следовательно, рост потребности в качественных каналах доступа.

В январе 1995 года наши идеи и уже приобретенный опыт "выкристаллизовались" в компанию Lucky.Net. Некоторое время спустя я уехал на стажировку в США, где как раз происходил интернет-бум. А с начала 2000 года возглавил компанию Lucky.Net и начал ее развивать, используя полученный зарубежный опыт построения бизнеса. Произошли изменения и в системе управления внутри компании, и в концепции бизнеса. Если до этого мы предоставляли услуги технически грамотным клиентам (то есть избранным), то я настоял на расширении клиентской базы — мы стали интернет-провайдером для всех.

— Кто сегодняшние клиенты компании?

— Что касается сегодняшнего дня, то потребитель уже хочет иметь не просто выход в Веб, ему нужны более сложные и специализированные услуги. Сейчас невозможно привлечь клиента обычным подключением к Интернету — это уже доступно и школьникам, и домохозяйкам. Наш клиент — это руководитель компании, который хочет с помощью информационных технологий усовершенствовать свой бизнес, но зачастую не знает, как это сделать. Во многих случаях к нам приходят со словами: "Я не знаю, как этого добиться, но хотел бы иметь такой и еще вот такой результат". Клиент может и не знать, какая именно технология ему нужна. Это наша задача — перевести неясное желание на язык технических терминов, то есть, определившись в потребностях заказчика, подобрать тот набор и тех технологий, которые удовлетворят именно эти потребности. Ну и, конечно же, предоставить соответствующие услуги.

Круг предоставляемых нами услуг очень широк — начиная от создания систем связи и безопасности и заканчивая сложными мультимедийными проектами под ключ, такими как системы дистанционного обучения, телемедицины и прочими инновациями.

— Что имеется в виду под понятием "телемедицина"? Расскажите об этом проекте.

— У нас есть очень интересный проект, правда, пока только на бумаге, в котором реализована идея центра телемедицины — он обеспечивает возможность проводить тестирования и консультации с докторами разных стран. Вполне возможно создание подобного центра для консультаций со специалистами-медиками в разных городах Украины. Сегодня похожая система работает в северных труднодоступных регионах России, куда привезти высококвалифицированного врача очень сложно.

— Давайте вернемся к истокам. Артур Григорьевич, с чего начинается интернет-провайдер и сколько стоит такой бизнес?

— Крупную компанию открыть сразу нельзя — это не магазин, где повесил вывеску и к тебе толпами пошли клиенты. Все начинается с маленького бизнеса, который со временем набирает обороты. Причем конкуренция на рынке интернет-услуг довольно велика — только в Киеве работают более 50 провайдеров, примерно 15 из них — крупные компании. Меньше провайдеров в регионах.

Для начала необходим стандартный набор оборудования и программного обеспечения. К слову, наша компания занимается поставкой такого оборудования, его подключением, обучением персонала и дальнейшей поддержкой. Это наш проект "Провайдер под ключ".

— То есть получается, что вы помогаете потенциальным конкурентам стать на ноги?

— Я бы не так поставил вопрос. Правильнее было бы сказать, что мы растим партнеров. У нас есть своя рыночная ниша — предоставление эксклюзивных услуг, которые практически больше никто не может предоставить на отечественном рынке. Это и обеспечивает наше лидерство. Поэтому я не боюсь конкуренции. Если не мы, так кто-то другой поможет стать на ноги начинающим компаниям. А грамотные специалисты есть не везде. Некачественные услуги — проблема всего нашего рынка.

Продолжая тему создания компании-провайдера, хочу подчеркнуть, что начальные затраты составляют примерно $10 тыс. Этих средств должно хватить на первые полгода. Хотя сумма может колебаться в зависимости от того, какой рынок компания планирует "захватить". По мере роста бизнеса необходимо будет докупать оборудование, расширять каналы, увеличивать штат и, безусловно, вкладывать средства в раскрутку компании.

— С какой суммы начиналась компания Lucky. Net?

— Хороший вопрос... Мы начинали с двух десятков компьютеров, модемов и четырех-пяти человек. Помню, что самые большие затраты шли на каналы связи.

— Как вы оцениваете развитие украинского сегмента Интернета на сегодняшний день? Каковы тенденции и перспективы данного рынка?

— На сегодняшний день на рынке активно работают компании, которые имеют собственные сети — "Укртелеком", "Голден Телеком", кабельные операторы ("Воля Кабель") и операторы локальных телефонных компаний. Провайдеры зачастую становятся частью таких компаний, то есть идет массовое слияние бизнесов: глобализация — это всемирное явление, и Украину она не обошла.

Основная тенденция сегодня — переход домашних пользователей с dial-up на выделенные линии. Кроме того, в настоящее время идет подготовка рынка к потреблению IP-трафика больших объемов. В Европе без проблем почти в каждую квартиру можно провести DSL-канал со скоростью 8 Мб/с. У нас пока такой возможности нет. На Западе считают, что на этом развитие технологий не остановится, и предрекают приход оптических каналов в каждую квартиру. А это означает проведение всего лишь одного кабеля под ТВ, Интернет, телефонию и массу дополнительных сервисов.

Что касается инноваций, то здесь дела обстоят менее радужно — каких-либо принципиально новых решений в отрасли не видно ни в Украине, ни за рубежом. Временем крупных инноваций были 2001-2002 годы. С тех пор технологии практически не изменились.

— Вы упомянули о поглощениях и слияниях, которые происходят на отечественном интернет-рынке. Компания Lucky. Net — не исключение? Какие компании были приобретены вами?

— Планы по поглощению других провайдеров есть, и периодически они осуществляются. В основном это региональные операторы, называть которых мне бы не хотелось. Мы стараемся не выносить эту информацию на люди и зачастую даже не меняем ни название приобретенной компании, ни ее персонал. Наше вмешательство ограничивается материальной и технической помощью, приведением тарифов к нашему образцу. Как правило, отношение к крупным столичным провайдерам, приходящим на региональный рынок, не очень доброжелательное. Я же предпочитаю оставаться в хороших отношениях со всеми.

— Что касается конкуренции… Предприняли ли вы уже какие-либо действия для смены ценовой политики в связи с понижением тарифов "Укртелекома" для конечных пользователей? Повлияет ли на вашу компанию такой ход монополиста?

— Это серьезное обострение конкурентной борьбы. Как поведет себя рынок, пока не очень понятно. Но уже сейчас можно говорить о том, что больше всего этот ход "Укртелекома" отразится на региональных провайдерах, столичные пока не почувствовали изменений.

Надеюсь, что на нашу компанию это повлияет не сильно. Хотя часть клиентов мы, скорее всего, потеряем. В свою очередь мы предприняли меры для того, чтобы удержать "своих" — ввели дополнительные услуги (увеличили количество трафика, предоставляем услугу "виртуальный секретарь" и пр.).

На самом деле говорить о том, что "Укртелеком" является монополистом, не совсем корректно. В Украине существует несколько альтернативных телефонных операторов. Но то, что "Укртелеком" на свою сеть может перетянуть львиную долю клиентов — это вполне реально. Надежды частных компаний связаны с тем, что мы сумеем проявить большую лояльность к клиентам. "Укртелеком" — компания огромная и неповоротливая. У нас было, по крайней мере, несколько клиентов, которые уходили к "телекому", а потом возвращались обратно.

— Каким будет рынок интернет-услуг в будущем? Какая связь будет востребована?

— На сегодняшний день существует два вида связи — проводная и беспроводная. У каждой из них есть свои преимущества. К примеру, у проводной — большая пропускная способность, а у беспроводной — отсутствие привязанности к проводам. Однако не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем все виды связи "переплетутся" в одну. Сети нового поколения будут по одному кабелю предоставлять все услуги. Удешевление и ускорение связи — основная тенденция рынка интернет-услуг в ближайшем будущем.

Что касается построения систем беспроводной связи, то пока еще их стоимость довольно высока для конечного пользователя.

— Несколько слов об украинском электронном бизнесе.

— В Украине еще очень слабо развита электронная розничная торговля. Люди крайне редко заказывают промышленные товары или продукты на дом даже по телефону, не говоря уж о том, чтобы использовать при этом Интернет. По крайней мере, большинство моих знакомых предпочитают пойти в магазин — так сказать, "пощупать" товар, а после этого купить. Хотя в ближайшем будущем выгоду электронного бизнеса поймут и оценят многие. Ведь, например, на сегодняшний день качество продуктов гарантируется сетями супермаркетов, его не надо проверять на зуб и на глаз. Поэтому остается только психологический барьер. Только когда мы его преодолеем, тогда холодильник, подключенный к Интернету, станет для отечественного потребителя реальностью.