Ярослав Давыдович, глава Центральной избирательной комиссии: "Парламентские перевыборы будут стоить меньше 300 млн. грн…"

Готов ли Центризбирком к повторным парламентским выборам, в интервью "Инвестгазете" рассказал глава Центральной избирательной комиссии Ярослав Давыдович

Готов ли Центризбирком к повторным парламентским выборам, в интервью "Инвестгазете" рассказал глава Центральной избирательной комиссии Ярослав Давыдович

— Ярослав Васильевич, скажите пожалуйста, существует ли возможность проведения новых парламентских выборов?

— ЦИК пока не ведет подготовительной работы, которая касалась бы внеочередных выборов народных депутатов Украины. Конечно, мы обсуждали не раз этот вопрос, поскольку он сейчас является актуальным и всем интересен. Кроме того, при проведении выборов может возникнуть немало организационных проблем. Ведь не до конца решены вопросы составления списков избирателей, формирования комиссий — уже в этих условиях, при этом раскладе политических сил в парламенте.

— Совсем недавно ЦИК инициировала исключение нескольких депутатов партии БЮТ из списков. Насколько правомочна ЦИК вмешаться в ситуацию по сложению мандатов народных депутатов БЮТ?

— ЦИК на съезде БЮТ принял постановление, согласно которому исключил из списка 13 кандидатов в народные депутаты Украины. Иск по поводу опротестования этого постановления был направлен в Печерский суд, но не получил поддержки. Печерский суд вынес решение о правомочности этого постановления. Однако БЮТ опротестовал решение суда в апелляционном порядке, и ЦИК обязали не вносить изменения в избирательный список депутатов партии БЮТ. Сейчас это дело находится на рассмотрении в судах.

— Готова ли ЦИК к выборам с финансовой точки зрения?

— Финансовая часть выборов сейчас является не самым важным аспектом, поскольку в первую очередь власть интересуется политическими и правовыми вопросами проведения выборов. Если парламентские перевыборы будут, то они будут стоить меньше 300 млн. грн. Сам технологический процесс проведения выборов стоит всего лишь 15% от всей суммы, потраченной на выборы, а остальная сумма идет на выплату заработной платы. При проведении внеочередных выборов участковые комиссии начинают работать за 12 дней до голосования, и таким образом тоже сокращаются затраты.

— Какая ситуация в областных центрах сейчас? Когда пройдут выборы городских председателей?

— Внеочередные выборы городских председателей пройдут в Полтаве, Чернигове, Кировограде и Черкассах, и государство должно будет выделить несколько миллионов гривен для их проведения. В целом, в Украине должно пройти больше тысячи повторных выборов в городские органы власти, включая выборы в сельские, городские советы.

— Вам удалось сэкономить 115 млн. грн. в ходе избирательной кампании 2006 года. Можно ли предполагать и планировать экономию на будущих выборах?

— Мы в ходе подготовки к избирательной кампании все стараемся просчитывать в очень щадящем режиме, ставим реальные цифры и обосновываем их. А сэкономить нам на выборах-2006 удалось по нескольким объективным причинам. К примеру, в связи с уменьшением в Законе о выборах народных депутатов Украины нормы о максимальном количестве избирателей на одном избирательном участке (2,5 тыс. вместо 3 тыс., как было в предыдущем избирательном законе) мы предполагали, что общее количество участков увеличится где-то до 35 тыс. На это количество и средства заложили в смете. А местные власти не сочли необходимым строго следовать букве закона, поэтому у нас были избирательные участки со значительным превышением этого минимума, зато их оказалось на тысячу меньше, чем мы предусматривали. Это повлекло за собой и соответствующее сокращение расходов на заработную плату членам участковых комиссий. Дальше — в связи с принятыми изменениями к Закону Центризбирком должен был изготовить за счет средств госбюджета не по пять, как раньше, а по два информационных плаката с предвыборными программами партий (блоков) — субъектов избирательного процесса. И тут уже сумма сократилась больше чем вдвое. Так и еще по нескольким статьям.

Будет ли так же на последующих выборах? Трудно сказать уверенно, но можно предположить. Впрочем, мы на это не рассчитываем. Будем снова же составлять реальную смету, а уж расходует выделенные деньги Центральная избирательная комиссия очень по-хозяйски, поверьте мне, лишнего не возьмем ни себе, ни окружным или участковым комиссиям. Да нам и не позволят! За каждую копейку Центризбирком должен отчитаться перед контрольно-ревизионными органами и Счетной палатой, каждую статью расходов документом подтвердить. А все, что сэкономим, мы возвращаем в бюджет.

— Какие статьи расходов не будут предусмотрены на внеочередных выборах, если таковые все же придется проводить?

— Эти процедуры регулируются статьей 102 Закона о выборах народных депутатов Украины. К примеру, эта статья не предусматривает использования в ходе внеочередных выборов открепительных удостоверений на право голоса. Значит, скорее всего, мы не будем их изготавливать. Нет в перечне процедур и оплаты предвыборной агитации в средствах массовой информации за счет средств государственного бюджета. А на эти цели мы на недавних выборах потратили 6 млн. 464 тыс. грн. Вероятно, меньше затрат потребует и изготовление урн для голосования — на большинстве участков они в нормальном состоянии. Впрочем, это пока гипотетические предположения.

— В ходе отчета о расходовании средств государственного бюджета на выборы народных депутатов Украины вы упоминали о проблемах с Государственным казначейством. Как предполагаете решать эти проблемы?

— Уточню, что эти проблемы возникли не по нашей вине и не по вине казначейства. Они обусловлены тем, что в связи с внесением существенных изменений в нормативные акты в части финансирования за счет средств государственного бюджета у нас возникли определенные сложности с расчетами по проведению некоторых этапов избирательной кампании. То есть избирательное законодательство в регулировании вопросов финансового и материально-технического обеспечения избирательного процесса сегодня кое в чем не соответствует нормам финансового законодательства — вот такая коллизия. Поэтому срочно необходимо в соответствующие нормативные документы внести изменения, которые касаются порядка финансирования, в частности, оплаты за определенные выполненные работы согласно объявленных тендеров, а также и сроков проведения тендеров.

А пока этого не произошло, возникает ряд проблем. Но мы стараемся все же находить общий язык с казначейством и по возможности решать вопросы.