Юлия Тимошенко объявила войну "угольным кланам"

На прошлой неделе вице-премьер-министр по вопросам ТЭК Юлия Тимошенко заявила о необходимости введения нового порядка расчетов за уголь, а также о реформировании отрасли как таковой. По ее мнению, сегодня "главный "теневой" сектор ТЭК находится именно в у
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

На прошлой неделе вице-премьер-министр по вопросам ТЭК Юлия Тимошенко заявила о необходимости введения нового порядка расчетов за уголь, а также о реформировании отрасли как таковой. По ее мнению, сегодня "главный "теневой" сектор ТЭК находится именно в угольной отрасли"

В первую очередь вице-премьер намерена заняться усовершенствованием структуры управления отраслью и рынка сбыта угля. Реформы в этом секторе экономики также коснутся вопросов смены форм собственности. Тимошенко, в частности, не исключила возможности передачи отдельных шахт в управление как юридическим, так и физическим лицам с четкой системой ответственности за результаты хозяйствования. Кроме того, она считает возможной приватизацию объектов в угольной отрасли.

Первым шагом в этом направлении стало введение 100%-ной предоплаты за отгруженную угольную продукцию. Далее необходимо ввести аккредитивную форму оплаты угля с назначением уполномоченного банка и единые расчетные счета в нем: "Мы хотим внедрить системы расчетов (за угольную продукцию), подобные системе на энергорынке, то есть ввести уполномоченный банк", — сказала она. Уполномоченный банк, по информации вице-премьера, будет не только контролировать инкассацию денежных средств, но и "отслеживать их расходование исключительно на закупку оборудования и только на тендерных условиях, контролировать, чтобы эти средства не растворялись в "теневом" обороте". По мнению Тимошенко, уполномоченным банком для расчетов в угольной отрасли мог бы стать Проминвестбанк: "Сегодня по объемам вкладов угольных предприятий Проминвестбанк является определяющим для обслуживания угольной промышленности", — подчеркнула вице-премьер.

Аукционы

Следующим шагом по реформированию отрасли должен стать переход к аукционной продаже угольной продукции, а также продажа угля через биржу. Следует напомнить, что нынешнее правительство и лично вице-премьер весной этого года уже делали попытки начать реформы в угольном секторе. В частности, было принято постановление КМ, которым предусматривалась продажа всего коксующегося угля только через аукционы. Тогда, в июне 2000 года, на Украинской межбанковской валютной бирже были проведены первые торги по коксующемуся углю, которые закончились безрезультатно. То есть все шахты подали свои предложения о продаже угля, однако покупателей на него не нашлось.

Как известно, против аукционной продажи выступило не только профильное министерство, но и Госкомпромышленности. Последнее ведомство заявило, что продажа угля через биржи приведет к повышению цен на металлургическую продукцию отечественных производителей минимум на 10%. Кроме того, предложенный механизм аукционных торгов не предусматривал технологических особенностей, связанных с продажей коксующегося угля. Ведь в металлургии используется не определенные марки угля, а их технологическая смесь — шихта. Поэтому Госкомпромышленности настаивал на аукционной продаже именно угольной шихты, пригодной к производственному процессу, а не разрозненных марок угля.

Попытка правительства с кавалерийского наскока навести порядок в расчетах за уголь закончилась фиаско по нескольким причинам, среди которых главной является противоречие между государственными шахтами и частными потребителями их продукции. Действительно, шахты находятся в государственной собственности. Однако их продукция — коксующийся уголь — используется коксохимическими предприятиями, а затем, опосредствованно, метзаводами. Большинство из них уже достаточно давно приватизированы и имеют частных собственников. Конфликт заключается в том, что большинство шахт являются нерентабельными, поэтому государство вынуждено поддерживать их за счет бюджетных средств. В то же время существующие взаимоотношения между шахтами, добывающими коксующийся уголь, и потребителями их продукции лишены прозрачности. Здесь присутствуют все возможные способы так называемой "оптимизации доходов" — бартерные договоры, невыгодные шахтам, задержки платежей за отгруженный уголь, заключение договоров и отгрузка угля на имя фиктивных фирм и т. д. Государство никогда не было эффективным собственником, чем и пользуются коммерческие структуры — собственники потребителей коксующегося угля, заключая договора с шахтами. Таким образом, бюджетные средства, выделяемые шахтам в виде дотаций, в том числе и на выплату зарплат шахтерам, являются источником доходов для коммерческих структур. Именно это противоречие и имела в виду Юлия Тимошенко, говоря о том, что в отрасли "господствует коррупция, теневой сектор, от чего страдают шахтеры".

Шахты, добывающие энергетический уголь, не вступают в противоречие со своими потребителями — энергогенерирующими компаниями. Поскольку и первые, и последние находятся под государственным контролем. Там существует много других проблем, в том числе и неплатежи со стороны той же генерации, и режим ручного управления финансами со стороны правительства, который также не добавляет прозрачности в отношения между субъектами хозяйствования. Правительству не удалось летом навести порядок в расчетах за коксующийся уголь и ввести прозрачную схему расчетов за него именно из-за противоречия между двумя отраслями, одна из которых претерпела изменение собственности, а вторая — нет.

Нынешние заявления вице-премьера о необходимости передачи шахт в управление коммерческим структурам кажутся несколько лукавыми, поскольку передача в управление не дает дополнительных доходов в бюджет. В то же время частные компании не будут иметь особого интереса вкладывать деньги в развитие угольных шахт. В первую очередь, по причине политических рисков — в Украине со сменой каждого правительства кардинально меняются и правила игры. Более здоровыми кажутся идеи приватизации тех шахт, которые добывают коксующийся уголь. Сделать их рентабельными — это уже головная боль нового собственника.