Юрий Иванов: "…Я не удивлюсь, если через несколько лет начнется обратный процесс, и крупные банки начнут выкупать иностранные"

В ожидании прихода иностранного капитала украинские банки активно укрепляют свои позиции. Учитывая повышение требований Национального банка к капиталам, банкиры заговорили о консолидации коллег "одной весовой категории". Именно этот сценарий сохранения ко
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В ожидании прихода иностранного капитала украинские банки активно укрепляют свои позиции. Учитывая повышение требований Национального банка к капиталам, банкиры заговорили о консолидации коллег "одной весовой категории". Именно этот сценарий сохранения конкурентоспособности небольших банков озвучил недавно Сергей Тигипко. Однако такой вариант развития — далеко не единственный. Небольшие банки вполне могут выжить и занять ту или иную нишу на рынке, сформировав оригинальный и востребованный клиентами продуктовый портфель и укрепив ресурсную базу. Как будут выживать небольшие банки в новых условиях, в интервью "Инвестгазете" рассказал председатель правления КБ "Актив-банк" Юрий Иванов

— Юрий Федорович, какие направления сегодня перспективны для небольших банков? Как будет позиционировать себя "Актив-банк"?

— Позиционирование в банковском бизнесе может рассматриваться с нескольких точек зрения. Прежде всего существует позиционирование функциональное. В соответствии с ним банки могут либо быть универсальными и выполнять весь спектр операций для всех клиентов, либо специализированными (инвестиционными, ипотечными, сберегательными) и сосредоточиться на четко определенных ключевых компетенциях и категориях клиентов. С этой точки зрения "Актив-банк" является универсальным. В нашем портфеле разнообразные депозитные и кредитные продукты. Активно развиваются ритейловый и карточный бизнес, операции с ценными бумагами и др. И нам пока не хотелось бы отказываться от всех существующих возможностей, загоняя деятельность в какие-либо рамки. Что же касается сугубо маркетинговой трактовки понятия "позиционирование", то здесь целесообразно говорить о таких параметрах, как рациональность, рентабельность, синергия и инновационность. Поэтому я бы сказал, что мы генерируем для наших клиентов идеи и помогаем им правильно воспользоваться этими идеями.

— Для того чтобы выжить на высококонкурентном рынке, нужно чем-то выгодно отличаться от конкурентов. Какие инструменты сегодня наиболее интересны банку?

— Мы стараемся предложить продукты, которых нет больше ни у кого на рынке. Каждому своему продукту мы стараемся придать неповторимую индивидуальность, параллельно максимально адаптируя его под потребности клиентов. Речь идет о так называемых комплексных кастомизированных решениях. Они обеспечивают потребителям не только услуги, удовлетворяющие осознанные потребности, но и возможности, о которых они даже не догадываются.

Наглядным примером может служить программа "Фамильные ценности". Ее цель — популяризация семейного уклада жизни. В рамках этой программы клиентам предлагаются пакеты банковских продуктов, востребованных на том или ином этапе жизни человека. Еще одно перспективное направление — private banking. По сути, это инструментарий, обеспечивающий удлинение жизни капитала, обеспечение финансовой стабильности семьи из поколения в поколение. Этот рынок активно развивается сегодня в России и уже востребован у нас. Поэтому мы разработали соответствующую программу "Элитное обслуживание частного капитала", задача которой — установить максимально доверительные отношения с клиентами за счет эксклюзивного сервиса.

— Рассматриваются ли сегодня варианты выхода на региональные рынки? Насколько целесообразно небольшим банкам активно идти в регионы?

— Конечно, у нас есть своя стратегия развития филиальной сети в регионах. Ее моделью можно считать пространственную конфигурацию киевской сети офисов. Киевские отделения расположены на основных транспортных артериях столицы. И за счет этого, несмотря на небольшое количество офисов, банк доступен для всех клиентов. Что же касается всеукраинского масштаба, то у "Актив-банка" два филиала — в Донецке и Львове. Тем самым задаются два системообразующих элемента, объединенные неразрывной связью, которые помогают друг другу при проведении банковских операций. В будущем планируется открыть еще два филиала на севере и на юге Украины. После этого расположение филиалов будет идентично размещению офисов в Киеве, то есть четыре филиала "закроют" всю Украину. Я глубоко убежден в том, что сегодня нет смысла открывать отделения где-то в "поле", как это делают другие банки, ориентируясь на одного крупного клиента. Это, во-первых, очень рискованно, а во-вторых, еще и затратно, поскольку во многих случаях подобные отделения приходится ликвидировать.

— Сегодня банковские учреждения активно наращивают регулятивный капитал. Как к новым нормативам относятся акционеры небольших банков? Готовы ли учредители вашего банка к таким вливаниям?

— Наращивание регулятивного капитала — объективный процесс. К счастью, шансы на победу зависят от весовой категории игрока не только в спорте, но и в бизнесе. Наши учредители — реальные люди, живущие в реальном мире и осознающие необходимость капитализации бизнеса, и главное — готовые к этому.

К тому же уровень достаточности капитала "Актив-банка" находится выше среднего по банковской системе Украины: так, на 1 октября текущего года он составлял 15,18% (в среднем по банковскому рынку он составляет 14,76%), на 1 ноября — 18,24%. В октябре уставный капитал банка был пополнен на 1,5 млн. евро, с учетом заработанной прибыли в этом году банк работает с капиталом, размер которого превышает установленные нормативные требования Национального банка Украины. Планомерное пополнение уставного капитала позволяет развиваться темпами, которые также превышают средний уровень (за 2004 финансовый год банк вырос на 71,4%, в то время как средний прирост активов по системе составил 34,2%). На сегодняшний день банк имеет четко прописанную стратегию развития, делающую упор на развитие продуктового ряда, сервис-менеджмента, риск-менеджмента и, конечно же, увеличение капитализации. Стратегический план банка поддержан учредителями.

— Насколько необходимым является требование Национального банка о возможном преобразовании банков в открытые акционерные общества?

— Преобразование "банковских" ООО в акционерные общества необходимо для повышения капитализации отечественной банковской системы. Во всем цивилизованном мире акции финансовых учреждений являются "голубыми фишками", и я не вижу причин, почему Украина не должна идти по тому же пути. Отечественные банки прозрачнее большинства компаний реального сектора. И появление их акций на фондовом рынке дало бы новый толчок его развитию. Банк, ценные бумаги которого свободно обращаются на рынке, не только стоит дороже, но и вызывает больше доверия у клиентов. Поэтому мы в своей Стратегии развития планируем сменить организационно-правовую форму на открытое акционерное общество.

— Как могут измениться приоритеты небольших банков после прихода в финансовую систему иностранного капитала и с активным развитием розницы?

— Процессы евроинтеграции и либерализации украинского законодательства необратимы. Очень скоро операторам украинского финансового рынка придется учиться работать в условиях глобальной конкуренции. И мы на практике увидим, как работает теория естественного отбора. Если сейчас на рынке около 160 украинских банков, то с приходом "иностранцев" останется где-то 50, которые работают профессионально и качественно. Опыт показывает, что даже те зарубежные банковские учреждения, которые приобрели наши банки, пока не достигают высоких результатов в работе. Для них украинский финансовый рынок непонятен, они не знают, как на нем работать. Поэтому я не удивлюсь, если через несколько лет начнется обратный процесс, и уцелевшие крупные украинские банки начнут выкупать иностранные, которые не смогли приспособиться к "особенностям национального банкинга". Что касается "Актив-банка", то с приходом нерезидентов политика банка глобально не изменится: мы по-прежнему будем предлагать удобные, доступные продукты и хороший уровень сервиса. А ресурсную базу пополним выходом на международный финансовый рынок с евробондами и за счет привлечения синдицированных кредитов.

Справка

ООО "Коммерческий банк "Актив-банк" создан в 2001 году. Учредителями банка являются ДП "Экотех", ОАО "Дарницкий завод ЖБК", ООО "Донкабель-Инвест" и ЗАО "Технологические системы".

Активы банка по состоянию на 01.11.05 составили 401,25 млн. грн.

По данным Ассоциации украинских банков, финансовый результат банка составил 3,748 млн. грн. (55-е место), объем депозитов юридических и физических лиц — 90,223 млн. (80) и 135,031 млн. грн. (58) соответственно. Капитал банка — 44,717 млн. грн. (107). Кредитно-инвестиционный портфель составил 304,57 млн. грн. (68).

На сегодняшний день банк представлен в трех регионах — Киеве, Донецке и Львове.

Биография

Дата рождения — 5 августа 1973 года.

Карьера в банковской сфере: начиная с 1996 года работал в АО "Украинский инновационный банк" помощником председателя правления банка, в 1998 был назначен начальником кредитно-экономического отдела Оболонского филиала АО "Укринбанк", а в 2000 году получает назначение директора Киевского филиала АО "Украинский инновационный банк".

В 2004 году — переход на работу в ООО "КБ "Актив-банк" заместителем председателя правления банка, в этом же году — и.о. председателя правления ООО "КБ "Актив-банк", в 2005 году становится Председателем правления банка в ООО "КБ "Актив-банк".

Основные клиенты банка

- Корпорация "Укрподшипник"

- ОАО "Артемовский завод по обработке цветных металлов"

- ООО "Сервис-Инвест"

- ООО "Восток-Энерго"

- ГПО "Артемсоль"

- ОАО "Донбасскабель"

- ОАО СК "Орадон"

- ОАО "Дарницкий завод железобетонных конструкций"

- ЗАО инвестиционная компания "ІТТ-инвест"

- СУАП "Технологические системы"

- ООО "Туристическая фирма "САМ"