К упрощению через сложности

Реформа разрешительной системы значительно облегчила жизнь предпринимателей de jure. De facto начинающие бизнесмены все еще получают разрешения по-старому. В то же время Госкомпредпринимательства заявляет о том, что не получал мощных сигналов, свидетельст
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Реформа разрешительной системы значительно облегчила жизнь предпринимателей de jure. De facto начинающие бизнесмены все еще получают разрешения по-старому. В то же время Госкомпредпринимательства заявляет о том, что не получал мощных сигналов, свидетельствующих о негативных тенденциях

До недавнего времени для открытия бизнеса требовалось получить массу разного рода разрешений. Закон "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" установил новый порядок, в соответствии с которым разрешения, заключения, согласования, свидетельства и прочие документы должны выдаваться одним органом-администратором. То есть для того, чтобы начать бизнес, предпринимателю больше нет необходимости обходить целый ряд всевозможных инстанций. Ему просто необходимо прийти в гор— или райисполком, предоставить администратору пакет требуемых документов и через восемь рабочих дней получить либо разрешение, либо мотивированный письменный отказ. То есть администратор становится неким посредником между предпринимателями и чиновниками.

До того как закон о разрешительной системе был принят, процесс упрощения выдачи разрешений существенно тормозился из-за несовершенства правовой базы. После принятия нормативного акта проблемой стало его практическое воплощение. "Наша компания довольно часто занимается получением разрешительной документации для своих клиентов. На сегодняшний день изменений в процедуре не произошло. Все так же мы вынуждены обращаться в массу разрешительных органов вместо администратора", — отмечает юрист юридического объединения "СН-груп" Александр Наранович. По словам юриста юридической фирмы АНК Андрея Селютина, на практике пока не чувствуется значительных изменений в разрешительной системе.

Декларация это то же разрешение

Еще одной новеллой закона о разрешительной системе является введение декларативного принципа. То есть в некоторых случаях начинающий бизнесмен может вообще не обращаться за разрешением. Вместо этого он должен просто сообщить администратору либо разрешительному органу о соответствии своей материально-технической базы требованиям законодательства. По истечении десяти дней предприниматель имеет право начать работу. Логика законодателя была в том, что декларация своей готовности к работе не требует немедленной проверки и разрешения или запрета со стороны государства. В случае если дальнейшие проверки выявят нарушения, то деятельность предприятия будет приостановлена. Но на момент начала деятельности декларации достаточно.

Однако проблема в том, что сам закон рамочный, соответственно, в нем не была дана дефиниция декларативному принципу. Не так давно Кабмин принял постановление № 685 "Об утверждении порядка уведомления администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства". Упрощенно этот документ называют постановлением о порядке декларирования. По словам юристов, названный нормативный акт перечеркивает сам принцип декларативности. "Смысл этого принципа в том, чтобы избавить предпринимателя от материальных и временных затрат, которые возникают в связи со сложным порядком получения разрешений. А постановление Кабмина нивелирует этот принцип и противоречит международной практике, — рассказывает советник по юридическим вопросам Международной финансовой корпорации (принимавшей участие в разработке закона о разрешительной системе) Вера Потехина. — В названном постановлении говорится о том, что после того как предприниматель подал декларацию, разрешительный орган должен проверить соответствие указанной информации требованиям законодательства. После чего он сообщает предпринимателю о том, имеет ли тот право начать работу. В результате предприниматель стоит перед необходимостью получения того же самого разрешения, но названного декларацией".

В соответствии с постановлением, предприниматели могут начинать свою деятельность, руководствуясь декларативным принципом. "То есть без необходимости получения разрешения, но при условии обязательного представления декларации и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда, — говорит начальник Юридического управления ЗАО "Агробанк" Максим Балацкий. — Но даже в этом случае не исключена вероятность, что после предоставления декларации пожарные придут к вам с экспертизой противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения".

При этом формально найти узкие места в постановлении невозможно, поскольку закон лишь устанавливает, что в некоторых случаях этот принцип может применяться. Это недостаток, давший возможность интерпретировать названный принцип в искаженном свете. По словам Веры Потехиной, активно обсуждается тема внесения изменений в закон о разрешительной системе. Изменения детализируют понятие декларативного принципа. Если эти изменения будут внесены в закон, то постановление Кабмина можно будет отменить как подзаконный акт, противоречащий закону.

Выбор без альтернативы

В соответствии с законом о разрешительной системе, субъект хозяйствования имеет право выбора: получить документы в разрешительных органах или у администратора. "В то же время Постановление Кабмина "О Порядке получения разрешений в органах пожарной безопасности" говорит о том, что "для получения разрешения владелец (арендатор) подает в соответствующий орган государственного пожарного присмотра заявление", — говорит Максим Балацкий. — Таким образом, пресекается альтернатива обращения к администратору".

Ранее огромный объем законов и подзаконных нормативных актов устанавливал перечень действий, на которые необходимо получить разрешение. Новый закон о разрешительной системе установил, что такой перечень может быть установлен лишь законами. Однако в Верховной Раде Украины до сих пор нет даже проектов этих законов.

По мнению Максима Балацкого, это может привести к тому, что контролирующие органы установят свой перечень действий и, соответственно, смогут прекращать работу предпринимателей. "Такая ситуация провоцирует споры по поводу отнесения той или иной процедуры к разрешительной. Об этом говорят санитарные и пожарные службы, — рассказывает г-н Балацкий. — А, к примеру, такая структура, как стандартметрология считает, что ее выводы не являются разрешениями. Но по закону документами разрешительного характера являются не только разрешения как таковые, но и выводы, согласования, свидетельства и прочее".

Для того чтобы реформирование разрешительной системы состоялось, необходимо внести изменения в целый ряд законов, где должен быть прописан исключительный перечень тех объектов, на которые должны выдаваться разрешения, и тех направлений деятельности, для осуществления которых достаточно уведомления. В соответствии с законом о разрешительной системе, все эти изменения должны быть внесены до 5 октября. Специалисты считают, что все необходимые законы не будут приняты в срок. По словам Веры Потехиной, такая ситуация говорит о том, что реформирование системы не состоится, а бизнес будет вынужден руководствоваться устаревшим законодательством.

Мнение специалиста:

Александр Андреев, директор департамента разрешительной системы государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства:

— Хотелось бы поспорить с мнением, что администраторы разрешительных офисов не работают. Они, конечно же, работают. Более того, по информации, имеющейся в Комитете, с введением должностей администраторов процедуры получения разрешительных документов упростились, а время на их получение сократилось в 2-3 раза.

Должность администратора введена во всех районных госадминистрациях и исполнительных комитетах городских советов страны. Правда, несмотря на то, что эта должность уже официально обрела свое место в штатных расписаниях, в некоторых органах власти до сих пор функции администратора пока только возложены на должностных лиц, работающих то ли в управлении архитектуры, то ли в торговом отделе, то ли управлении экономики. Кроме того, недостаточный уровень оплаты труда мешает привлечению квалифицированных специалистов.

Нам известно о проблемах в работе администраторов. Но, во-первых, они подчиняются не Госпредпринимательства, а местным органам власти. Во-вторых, к сожалению, сами предприниматели крайне редко обращаются в Комитет с конкретными проблемами, и каких-то мощных сигналов, свидетельствующих о негативных тенденциях, у нас сегодня нет.

Хотелось бы также поспорить с мнением о том, что постановлением правительства от

17 мая этого года № 685 перечеркивается декларативный принцип. Этот принцип конкретизирован в постановлении Кабмина. Согласно постановлению, разрешительный орган, получив от предпринимателя декларацию о соответствии материально-технической базы, должен проверить, что изложенная в ней информация соответствует не фактическому состоянию дел, а установленным нормам, и на основании этого зарегистрировать декларацию либо аргументировано отказать в регистрации.

Никаких документов, подтверждающих сведения, изложенные в декларации, от субъекта хозяйствования не требуется. Никаких проверок "с выездом на место" на этапе рассмотрения декларации не предусмотрено.

В случае отказа в регистрации декларации за предпринимателем сохраняется право исправить те или иные сведения и повторно подать ее на рассмотрение.

Таким образом, нет никаких оснований говорить, что декларация стала дополнительным разрешением. Тем более что проект этого постановления был согласован с Советом предпринимателей при Кабинете Министров и рядом международных экспертов.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание предпринимателей на следующее. С 5 октября этого года вступает в силу положение Закона "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности", в соответствии с которым необходимость получения того или иного документа разрешительного характера должна быть определена исключительно законом. Причем эта норма должна присутствовать не в разделе полномочий какого-нибудь органа власти, а именно в разделе, где четко выписывается обязанность субъекта хозяйствования получить такой документ. При этом на сегодняшний день существует ряд поручений и распоряжений правительства, обязывающих органы власти упорядочивать свою нормативную базу по разрешительным документам.

Наличие или отсутствие разрешительного документа в законе будет уже определять и дальнейшие действия субъекта — или он разрешение не получает, или он получает его в установленном законодательством порядке. Этот порядок может быть определен и непосредственно в законе, и Кабинетом Министров. Поэтому опять-таки нужно внимательно читать закон — именно в нем должны быть выписаны нормы относительно порядка получения разрешений.

Справка

В качестве объектов, на которые выдается документ разрешительного характера, могут выступать: земельные участки, сооружения, здания, помещения, оборудование и механизмы, вводимые в эксплуатацию или проектируемые, отдельная операция, хозяйственная деятельность определенного вида, работа или услуга

Стадии получения разрешений в соответствии с законом

1. предприниматель подает администратору заявление о предоставлении ему разрешения. К заявлению прилагаются: копия свидетельства о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности, документы об оплате госпошлины за выдачу разрешения и прочие документы, необходимые для выдачи данного разрешения;

2. администратор регистрирует заявление и документы в журнале, выдает предпринимателю копию описания прилагаемых к заявлению документов и формирует разрешительное дело;

3. копии заявления и документов, которые прилагаются к нему, засвидетельствованные подписью администратора, передаются в местные разрешительные органы (в день регистрации заявления или на следующий рабочий день);

4. разрешительные органы принимают решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения предпринимателю (пять рабочих дней);

5. разрешительные органы передают администратору соответствующие документы или обоснованное решение об отказе (два рабочих дня);

6. администратор сообщает заявителю о месте и времени выдачи документа (на следующий рабочий день после получения разрешения) или об отказе в выдаче разрешения (на следующий день после принятия такого решения).