Как мы продавали Полтавский ГОК…

В 1997 году "Инвестгазета" за компенсационные сертификаты приобрела 85 акций перспективного горно-обогатительного предприятия на сумму $20. Мы попытались реализовать этот явно не контрольный пакет по достойной цене. Доходность сделки по акциям, купленным

В 1997 году "Инвестгазета" за компенсационные сертификаты приобрела 85 акций перспективного горно-обогатительного предприятия на сумму $20. Мы попытались реализовать этот явно не контрольный пакет по достойной цене. Доходность сделки по акциям, купленным в 1997 году, составила 1000% в валюте

О существовании в активах акций Полтавского ГОКа напомнило очередное письмо-приглашение на ежегодное собрание акционеров. В повестке дня собрания заинтересовали два момента: дивиденды в сумме 6 коп. на акцию, а также запланированное проведение значительной допэмиссии (увеличение "уставника" на 35% — до 1,0956 млрд. грн.). Исходя из расчетов суммы начисленных дивидендов (5,11 грн.), окупить даже номинальную стоимость наших акций мы бы смогли через 165 лет. Решение было однозначным: продать, но как можно дороже. Вслед за письмом поступило и "коммерческое предложение" от компании-торговца ценными бумагами N с указанием минимальной цены покупки — от 9 грн. за акцию, которая оказалась даже ниже номинала — 9,96 грн. за акцию.

Столь "неконкурентную" цену приобретения акций у мелкого акционера в компании N объяснили значительными накладными расходами — в частности, услугами нотариуса для оформления передаточного распоряжения, а также затратами на осуществление связи с компанией-регистратором. Впрочем, как позже выяснилось, стоимость услуг нотариуса составляет около 50 грн., и большинство брокеров, работающих на скупке, согласны их принять на себя.

В результате на фондовый рынок мы попытались выйти самостоятельно, благо форум ПФТС пестрел сообщениями следующего содержания: "Всегда, везде и у всех желающих продать покупаем акции предприятий горно-металлургического комплекса". Как оказалось, на рынке торгуют акциями всего двух ГОКов — Полтавского и Ингулецкого. По итогам торгов в ПФТС за 5 апреля лидером повышения цены как покупки, так и продажи стали акции нашего предприятия. По сравнению с предыдущей торговой сессией цена покупки акций выросла на 32,1% — до 18,5 грн., продажи — на 13,6% (до 25 грн.). Шестого апреля цена акции комбината колебалась в пределах 18-22 грн. за штуку.

Однако на форуме ПФТС, где в ходе сделок и определяется так называемая справедливая цена, мы ничего не реализовали. В ПФТС торгуются пакеты, которые насчитывают от 2 тыс. акций. Лучшие предложения, на которые мы могли рассчитывать со столь мизерным пакетом (как со стороны брокеров-одиночек, так и брокеров, работающих на компании), находились в пределах 12-14 грн. за акцию. Разница в цене объяснялась необходимостью дополнительного приобретения небольшого количества акций с целью формирования "нормального" пакета для проведения сделок в размере 500-1000 штук. В результате со знакомым брокером "сошлись" на цене 14 грн. за акцию. Сама процедура переоформления прав собственности со стороны владельца — работника редакции — затребовала минимального количества документов: паспорт, идентификационный код и непосредственно сертификат. Времени потрачено было тоже немного: не более часа. Учитывая тот факт, что акции ПГОКа котируются на третьем уровне листинга ПФТС, довольно рисковом для акционеров-миноритариев, мы сочли, что момент для сделки был выбран удачно.

Впрочем, опрошенные нами аналитики советовали попридержать акции предприятия, рост котировок акций которого может продолжаться вплоть до даты проведения собрания акционеров — 22 апреля. Но за сиюминутной выгодой мы не гнались, да и редакционные материалы нужно было сдать не позднее пятницы 8 апреля.

В "сухом" остатке прибыльность операции составила 1000% в валюте, поскольку акции были куплены еще в далеком 1997 году за компенсационные сертификаты на сумму $20, а общая выручка составила уже $200. Единственный минус подобной игры составляет долгий срок инвестиции — почти восемь лет, что, в принципе, компенсируется высокой доходностью.