НБУ курс:

USD

41,61

+0,10

EUR

43,82

--0,03

Наличный курс:

USD

41,90

41,85

EUR

44,30

44,15

Как селяне правительство "продавили"

Реальной информации о состоянии дел на селе в разгар весенне-полевой кампании нет, пожалуй, ни у кого. Ввергнутые государством в состояние реформ, аграрии проводят общие собрания, на которых делят землю, а тем временем погода зовет их на поля. Чиновники ж

Кажется, что вечная проблема — как вспахать и собрать выращенное — является головной болью исключительно государственных чиновников. Из года в год они ежечасно следят за тем, как идут работы на полях, чего и где не хватает. До боли расстраиваются, если посеяно не вовремя или меньше запланированного. Ночуют в своих кабинетах во время сева и жатвы. А тем временем главные герои этой извечной трагикомедии — селяне — остаются безмолвными персонажами. Как будто и нет их вовсе. От этого кажущегося безучастия, чиновники еще более рьяно берутся за... фактически несвойственные им функции — обеспечение селян ресурсами под сев или сбор урожая.

История с суммой выделенных кредитов — один из элементов отсутствия достоверной информации на самом высоком уровне. Или же это обычный чиновничий ход — выдавать желаемое за действительное, чтобы каким-то образом оправдать свое бессилие перед сложившейся ситуацией.

В начале года правительство, заявив о переходе на новые рыночные отношения на селе, предполагающие отсутствие товарного кредитования со стороны государства, рассчитывало, что этим займутся агробизнесструктуры. Однако те лозунгам и заверениям правительства о невмешательстве не поверили. И заявили, что занимают выжидательную позицию. Хотя, справедливости ради, необходимо сказать, что кое с кем из аграриев бизнесмены работают, особенно с теми, кто более-менее рассчитывался. Однако это заявление дало повод правительству продолжить поиск потенциальных кредиторов весенне-полевой кампании. Остановились на банках, которые к тому времени накопили около 1 млрд. грн. кредитных ресурсов.

Специалисты Минагрополитики сразу же заявили о необходимости профинансировать село кредитами именно на эту сумму — меньше никак нельзя. Правда, позже, когда в ходе ряда переговоров с банкирами, возглавляемых лично премьер-министром Виктором Ющенко, аграрные политики снизили планку необходимых кредитных ресурсов до 600-700 млн. грн. Но ни авторитет бывшего главного банкира страны, ни выделенные из резервного фонда Кабинета министров и бюджета 85 млн. грн. для компенсации селянам половины учетной ставки Нацбанка не помогли убедить банкиров в кредитовании таких ненадежных заемщиков с печальной кредитной историей, как бывшие КСП.

Сейчас, кажется, в Кабинете министров начинают потихоньку отходить от "чисто" рыночных отношений на селе. Пытаясь скорректировать свою политику с реальностью жизни.

А был ли мальчик?

По словам министра аграрной политики Ивана Кириленко, по состоянию на начало апреля, аграрный сектор получил 350 млн. грн. кредитов, из них 50% составляют кредиты непосредственно производителям. Причем, из 175 млн. грн. банковских кредитов, выделенных под весенний сев, львиная доля приходится на банк "Украина". По информации председателя правления банка Петра Михеева, с начала года и по состоянию на 10 апреля кредитовал предприятия АПК на сумму 121,4 млн. грн., в том числе на проведение весенних полевых работ — на сумму 88 млн. грн. По его словам, кредиты на проведение весенних полевых работ выделялись напрямую реформированным сельхозпредприятиям под процентную ставку в размере 45% годовых. Наибольший объем кредитных средств (около 10 млн. грн.) банк выделил аграриям Полтавской и Запорожской областей, а также Крыма.

Учитывая проблемы банка с уже выданными, но не возвращенными кредитами аграриям предыдущих периодов, так называемыми проблемными кредитами, возникает резонный вопрос — откуда деньги. И это при том, что у самого банка сейчас большие проблемы с МВФ, который продолжает настаивать на закрытии его в случае если он не улучшит свою платежеспособность и ликвидность. Комментируя сами требования МВФ к "Украине", Петр Михеев разделил их на три группы: требования к менеджменту банка; группа вопросов, касающихся взаимоотношений банка с правительством и Национальным банком Украины; требования относительно увеличения уставного фонда банка.

Комментируя вторую группу требований, банкир сообщил, что в правительстве и Национальном банке в настоящее время "вырабатывается стратегия по отношению к банку "Украина": "Принимаются все меры, в частности, по возврату просроченных кредитов. И МВФ будет трудно ставить вопрос о том, что банк "Украина" не выполняет предъявляемых ему требований", — подчеркнул Петр Михеев. Что касается просроченных кредитов, то за счет погашения долгов государства перед банком, он уже получил 96 млн. грн. Скорее всего, именно эти средства и были направлены на кредитование селян. Если учесть, что точной информации о количестве выделенных кредитов не имеет никто — министр агрополитики говорит о 175 млн. грн., выделенных под весенне-полевые работы. Тогда как в самом министерстве называют цифру в 320 млн. грн. кредитных ресурсов, выделенных агробизнесструктурам, в том числе 143 млн. грн. — непосредственно сельхозпроизводителям, в которых доля банка "Украина", по всей видимости, составляет именно 96 млн. грн. То есть фактически, в село поступили деньги, которые "Украина" получила от правительства. И лишь малая толика денег была выделена банками без прямого участия государства. Чего в принципе и следовало ожидать.

На ринг выходят тяжеловесы

По словам министра аграрной политики Ивана Кириленко, министерство планирует в ближайшее время добиться увеличения кредитования коммерческими банками сельхозпроизводителей на сумму более 200 млн. грн. Предполагается, что часть средств из 200 млн. грн. будет выделена из Госкомрезерва (вырученные им от продажи зерновых культур), а остальное — за счет погашения долгов государства перед комбанками. Министр отметил, что у государства есть "финансовые обязательства перед банками, в том числе перед Нацбанком. Как подчеркнул министр, у государства "еще есть возможности" по применению подобных схем: "Минфин имеет такие долги, которые может передать одному из банков, в том числе банку "Украина". Сейчас правительство определяет, какой банк будет оператором этих средств и сколько денег будет выделено из Госкомрезерва. По словам Ивана Кириленко, "оператором будет тот банк, который имеет большие кредитные ресурсы и наиболее надежные схемы возвращения кредитов. По его оценке, наибольшие шансы стать оператором указанных средств — у банка "Украина".

В начале апреля правительство, с целью повысить инвестиционную привлекательность кредитования, разрешило аграриям использовать бюджетные деньги, предназначенные для частичной компенсации процентных ставок при оформлении кредитов под обеспечение весенне-полевых работ нефтепродуктами также и при оформлении займов под минудобрения, семена и запчасти. Идеологом этого решения, скорее всего, была компания "Агрохимцентр", которая всегда специализировалась на поставках химудобрений селянам, но за государственные деньги.

Во всяком случае, заместитель председателя компании Иван Яцюк заявил, что тот факт, что кредиты удешевлялись исключительно под топливо, сдерживало поставки других ресурсов, например удобрений. И мы поэтому добивались, чтобы компенсация ставок была и при оформлении кредита под удобрения. Сами же кредиторы, как и бизнесмены, вяло отреагировали на нововведение: "Компенсация ничего не решает. Банки просто не желают давать деньги колхозам", — сказал один из них. Операторы рынка уверены, что расширение Кабмином направлений кредитования весенне-полевых работ с частичной бюджетной компенсацией за использование кредита не приведет к увеличению объемов кредитования сельского хозяйства.

Кроме вовлечения в процесс кредитования такого государственного оператора, как "Агрохимцентр", напомнил о себе еще один, очень опытный — государственная компания "Госрезерв", которая является правопреемницей Госкомрезерва. На днях компания заключила контракты на продажу 156 тыс. тонн зерна. Всего в этом году на конкурсе "Госрезерв" продал более 200 тыс. тонн зерна по цене 800-850 грн./тонна. На прошлой неделе Иван Кириленко заявил, что правительство намерено рассмотреть вариант дополнительного кредитования сельского хозяйства при участии Госрезерва. По его словам, Госрезерв, за счет вырученных от продажи зерна в этом году средств, будет кредитовать сельскохозяйственных производителей: "Он (Госрезерв) то зерно, что крестьяне продали ему по 220, продал по 840 гривен. И получил деньги. Это бюджетная организация", — сказал министр.

Впрочем, в самой компании ни о каких деньгах речи не ведут. Реально рассматривая возможность поставки агропроизводителям 100 тыс. тонн нефтепродуктов под расчет зерном из будущего урожая. Тем более, что такие товарные схемы и селянам, и Госрезерву близки и понятны. Имея, кроме всего прочего, в своем управлении ряд элеваторов, компания легко обеспечит возвратность потраченных ресурсов за счет будущего урожая. Единственное, что может измениться — это норма прибыли компании от этой операции, которая в этом году до неприличия высока за счет государственного регулирования цен на зерно в прошлом году и отмены в этом.

Кроме Госрезерва, навстречу аграриям потихоньку идут местные власти. На прошлой неделе Запорожская областная администрация выделила из бюджета области 9,6 млн. гривен под региональный заказ на зерно. "Мы дали 9,6 млн. гривен. С нами потом хозяйства будут рассчитываться зерном", — сказал заместитель председателя обладминистрации Валерий Буцанов. По данным Минагрополитики, в целом по Украине агрохозяйства получили из местных бюджетов около 100 млн. гривен, преимущественно в виде нефтепродуктов под региональные заказы на зерно. Всего обладминистрации планируют предоставить сельскохозяйственным предприятиям под весенне-полевые работы до 200 млн. гривен из местных бюджетов под зерно урожая 2000 года.

Налетай, подешевело

С горючим — его количеством и ценой, ситуация также складывается не лучшим образом. Информация о том, кто, сколько и по какой цене поставил на село нефтепродукты столь же разноречива, как и по предоставленным кредитам. Впрочем, в отличие от имеющих виртуальное значение для посевной кампании денег — дизтопливо и бензин играют существенную роль в этом процессе. Даже определяющую. До последнего времени аграрные чиновники без устали, как у моря погоды ожидали прибытия танкеров с греческим или азербайджанским топливом. Так захватившись этим процессом, что даже не заметили, что договорные цены на него — 1700-1800 грн./тонна перестали быть конкурентоспособными на рынке. И случилось это не без помощи тех же чиновников, которые подали и торпедировали в парламенте закон, предоставляющий значительные льготы импортерам нефти и дизельного топлива. Тем не менее только сейчас стало понятно, что по 1 800 грн./тонна топливо селяне брать не будут. И не только по причине безденежья, как утверждают в Минагрополитики, а в первую очередь потому, что на рынке есть топливо и по 1 600 грн./тонна и даже по 1 500 грн./тонна.

Глядя на то, что их топливо не покупается и под умоляющие стоны главного оператора на рынке по греческому топливу — компании "Укрнефтепродукт", греки снизили цены на дизельное горючее до 1 500 грн./тонна. Об этом на прошлой неделе сообщил министр аграрной политики Иван Кириленко. "Пришло письмо сегодня от Вардиса Вардиноянниса. Он предлагает топливо уже по 1 500 грн./тонна. В Феодосии", — сказал он. Ранее Украина договорилась с Грецией о поставке около 150 тыс. тонн нефтепродуктов под весенний сев по цене 1 700-1 800 грн./тонна. Впрочем, агрохозяйства пока не получали греческое топливо, поскольку "Укрнефтепродукт" до сих пор не решил вопрос о погашении долга в $3 млн. за поставленное топливо в 1999 году. "Мы в режиме договора с греками, но греческое топливо еще не поступало в Украину. У нас долги за прошлый год, $3 млн.", — сказал Кириленко. Скорее всего, греческое топливо можно будет использовать только при уборке урожая.

На начало апреля агрохозяйства имели 109 тыс. тонн горючего или 36% от необходимого минимального запаса на месяц. Специалисты оценивают минимальную потребность в горючем на апрель в 300 тыс. тонн. Во всяком случае, по свидетельству нашей статистики, в прошлом году в апреле аграрии использовали около 320-340 тыс. тонн горючего.

По данным той же статистики, всего в январе — марте этого года агрохозяйства купили примерно 250 тыс. тонн горючего. Конечно, этого недостаточно, но если доверять этой цифре, то можно предположить, что селяне все же имеют альтернативные, неизвестные правительству источники, ведь на покупку этого количества топлива им понадобилось около 375 млн. грн. Если правительство денег не давало, а банки лишь часть, то остается предположить, что операторы аграрного рынка, несмотря на заявленную выжидательную позицию все же потихоньку работали с АПК. Кроме того, селяне имели возможность продать часть неучтенного урожая зерна прошлого года. Тем более, что нынешние цены на зерно позволили установить паритетность в обменных операциях.