- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Какие дивиденды нужны государству
В середине января этого года правительство Украины обсудило основные направления дивидендной политики на 2001 год. В частности, Фонд государственного имущества предложил дифференцировать начисление дивидендов в отношении предприятий, в уставном фонде которых есть государственная доля. Предусматривается также значительно уменьшить размер дивидендов для предприятий стратегических отраслей. Но при этом следует отметить, что выплата дивидендов акционерными обществами, как с государственной долей, так и частными, бывает довольно редко
НЕ ПИТЬ, не курить, "не воровать" — такое наставление получал каждый принимаемый на работу к российскому предпринимателю Морозову. Дела в начале XX века на фабриках Морозова шли очень хорошо, прибыль составляла, например, в 1906 г. 42%, а дивиденды — около 8%, остальные средства вкладывались в производство и социально-бытовую сферу. После 1905 г., прошедшего для Морозовых спокойно, началось основное промышленное строительство. Уже в то время предприниматели понимали, что выплата дивидендов является своего рода визитной карточкой компании. Если она переставала платить дивиденды, значит возникали проблемы в ее работе. Это служило плохим сигналом для инвесторов.
Сегодня в Украине вследствие неразвитости фондового рынка и финансовой нестабильности акционерные общества не спешат выплачивать дивиденды. Государство как главный акционер в лице ФГИУ (владелец контрольного и блокирующего пакетов акций многих АО) вынуждено навязывать дивидендную политику. Даже создание в свое время специального Национального агентства по управлению государственными корпоративными правами не принесло особого успеха. Функции по управлению госпакетами опять взял на себя Фонд госимущества.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНа заседании правительства первый заместитель председателя Фонда Михаил Чечетов высказался за то, что невозможно установить единые размеры дивидендов для всех предприятий, в уставных фондах которых есть государственные доли. Поэтому правительство поручило Фонду разработать концепцию дифференцированной дивидендной политики, которая бы учитывала отраслевую специфику предприятий. Предварительно предусматривается, что дивиденды будут сокращены, и в результате этого станет возможным развитие перспективных и стратегических отраслей.
Эти действия, по мнению Михаила Чечетова, "обеспечат стратегическое развитие многих предприятий". По его словам, в целом такой документ готов и будет направлен в международные финансовые организации для соблюдения принципов прозрачности и объективности политики приватизации, проводимой в Украине.
Напомним, что, согласно действующей дивидендной политике, Фонд в 2000 году обязывал на собраниях акционеров предприятий с государственной долей акций ставить вопрос о перечислении на дивиденды 50% прибыли. В целом было принято решение о перечислении в госбюджет более 300 млн. грн. При этом Верховная Рада в бюджете на 2000 год утвердила поступления от дивидендов на государственные акции в уставных фондах предприятий в сумме 275 млн. грн. Но, по сообщению пресс-службы Фонда, в государственный бюджет Украины в 2000 году при плане 275 млн. грн. поступило всего лишь 130 млн. грн. в виде дивидендов на государственные корпоративные права. Основная причина недопоступления денежных средств в виде дивидендов — это то, что большинство акционерных обществ находятся на картотеке.
Для сравнения можно назвать итоги дивидендной политики за прошлый год в Российской Федерации. Так, дивиденды на находящиеся в федеральной собственности акции составили 5,57 млрд. рублей или 110% от плана в 5,06 млрд. рублей. Из этого объема дивидендов 1,9 млрд. рублей получены от деятельности совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро". Крупнейшими плательщиками дивидендов в 2000 году стали ОАО "Газпром", выплатившее на госпакет 1,27 млрд. рублей, "ЛУКОЙЛ" — 356,8 млн. рублей, РАО "ЕЭС России" — 300 млн. рублей, ТНК — 287,5 млн. рублей, Роснефть — 187,4 млн. рублей, ТВЭЛ — 151,9 млн. рублей, АЛ РОСА — 86 млн. рублей, аэропорт "Шереметьево" — 75 млн. рублей. Эти компании обеспечили 75% объема дивидендов на госпакеты акций.
У нас лишь некоторые предприятия (к примеру, Николаевкий глиноземный завод) приняли решения о выплате государству дивидендов в размере больше чем 1 млн. грн., начисленных на госпакет. В госбюджете-2001 план дивидендных поступлений снижен до 200 млн. грн. При этом первый вице-премьер Юрий Ехануров сказал, что до конца января правительство огласит дивидендную политику на 2001 год в отношении принадлежащих государству корпоративных прав.
Корпоративные права — специфический вид прав
ДЕЙСТВУЮЩИЙ Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" определяет акции как "ценную бумагу без определенного срока обращения, свидетельствующую о долевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающую членство в акционерном обществе и предоставляющую право на участие в управлении им, право ее собственнику на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в разделе имущества при ликвидации акционерного общества".
Закон дает перечень корпоративных прав, который нельзя считать исчерпывающим. Законы Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" и "О хозяйственных обществах", хоть и не полностью, все же определяют специфические корпоративные права: это и право акционера покупать дополнительно выпущенные акции, и его право на получение соответствующей информации от акционерного общества.