Какие дивиденды нужны государству

В середине января этого года правительство Украины обсудило основные направления дивидендной политики на 2001 год. В частности, Фонд государственного имущества предложил дифференцировать начисление дивидендов в отношении предприятий, в уставном фонде кото

В середине января этого года правительство Украины обсудило основные направления дивидендной политики на 2001 год. В частности, Фонд государственного имущества предложил дифференцировать начисление дивидендов в отношении предприятий, в уставном фонде которых есть государственная доля. Предусматривается также значительно уменьшить размер дивидендов для предприятий стратегических отраслей. Но при этом следует отметить, что выплата дивидендов акционерными обществами, как с государственной долей, так и частными, бывает довольно редко

НЕ ПИТЬ, не курить, "не воровать" — та­кое наставление получал каждый принимаемый на работу к российскому предпринимателю Морозову. Дела в начале XX века на фаб­риках Морозова шли очень хо­рошо, прибыль составляла, например, в 1906 г. 42%, а ди­виденды — около 8%, осталь­ные средства вкладывались в производство и социально-бытовую сферу. После 1905 г., прошедшего для Морозовых спокойно, началось основное промышленное строительст­во. Уже в то время предприни­матели понимали, что выплата дивидендов является своего рода визитной карточкой ком­пании. Если она переставала платить дивиденды, значит возникали проблемы в ее ра­боте. Это служило плохим сиг­налом для инвесторов.

Сегодня в Украине вслед­ствие неразвитости фондово­го рынка и финансовой неста­бильности акционерные об­щества не спешат выплачи­вать дивиденды. Государство как главный акционер в лице ФГИУ (владелец контрольного и блокирующего пакетов ак­ций многих АО) вынуждено на­вязывать дивидендную поли­тику. Даже создание в свое время специального Нацио­нального агентства по управ­лению государственными кор­поративными правами не при­несло особого успеха. Функ­ции по управлению госпакета­ми опять взял на себя Фонд госимущества.

На заседании правитель­ства первый заместитель председателя Фонда Михаил Чечетов высказался за то, что невозможно установить еди­ные размеры дивидендов для всех предприятий, в уставных фондах которых есть государ­ственные доли. Поэтому пра­вительство поручило Фонду разработать концепцию дифференцированной дивиденд­ной политики, которая бы учи­тывала отраслевую специфику предприятий. Предваритель­но предусматривается, что дивиденды будут сокращены, и в результате этого станет возможным развитие пер­спективных и стратегических отраслей.

Эти действия, по мнению Михаила Чечетова, "обеспе­чат стратегическое развитие многих предприятий". По его словам, в целом такой доку­мент готов и будет направлен в международные финансо­вые организации для соблю­дения принципов прозрачнос­ти и объективности политики приватизации, проводимой в Украине.

Напомним, что, согласно действующей дивидендной политике, Фонд в 2000 году обязывал на собраниях акцио­неров предприятий с государ­ственной долей акций ставить вопрос о перечислении на ди­виденды 50% прибыли. В це­лом было принято решение о перечислении в госбюджет более 300 млн. грн. При этом Верховная Рада в бюджете на 2000 год утвердила поступления от дивидендов на государ­ственные акции в уставных фондах предприятий в сумме 275 млн. грн. Но, по сообще­нию пресс-службы Фонда, в государственный бюджет Ук­раины в 2000 году при плане 275 млн. грн. поступило всего лишь 130 млн. грн. в виде ди­видендов на государственные корпоративные права. Основ­ная причина недопоступления денежных средств в виде ди­видендов — это то, что боль­шинство акционерных об­ществ находятся на картотеке.

Для сравнения можно на­звать итоги дивидендной поли­тики за прошлый год в Россий­ской Федерации. Так, дивиден­ды на находящиеся в феде­ральной собственности акции составили 5,57 млрд. рублей или 110% от плана в 5,06 млрд. рублей. Из этого объема диви­дендов 1,9 млрд. рублей полу­чены от деятельности совмест­ного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро". Крупнейшими плательщиками дивидендов в 2000 году стали ОАО "Газпром", выплатившее на госпакет 1,27 млрд. рублей, "ЛУКОЙЛ" — 356,8 млн. руб­лей, РАО "ЕЭС России" — 300 млн. рублей, ТНК — 287,5 млн. рублей, Роснефть — 187,4 млн. рублей, ТВЭЛ — 151,9 млн. рублей, АЛ РОСА — 86 млн. рублей, аэропорт "Ше­реметьево" — 75 млн. рублей. Эти компании обеспечили 75% объема дивидендов на госпа­кеты акций.

У нас лишь некоторые предприятия (к примеру, Николаевкий глиноземный за­вод) приняли решения о вы­плате государству дивидендов в размере больше чем 1 млн. грн., начисленных на госпакет. В госбюджете-2001 план диви­дендных поступлений снижен до 200 млн. грн. При этом пер­вый вице-премьер Юрий Ехануров сказал, что до конца ян­варя правительство огласит дивидендную политику на 2001 год в отношении принад­лежащих государству корпо­ративных прав.

Корпоративные права — специфический вид прав

ДЕЙСТВУЮЩИЙ Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" определяет акции как "ценную бумагу без определенного срока обращения, свидетельствующую о долевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающую членство в акционерном обществе и предоставляющую право на участие в управлении им, право ее собственнику на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в разделе имущества при ликвидации акционерного общества".

Закон дает перечень корпоративных прав, который нельзя считать исчерпывающим. Законы Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" и "О хозяйственных обществах", хоть и не полностью, все же определяют специфические корпоративные права: это и право акционера покупать дополнительно выпущенные акции, и его право на получение соответствующей информации от акционерного общества.