Каждая мелочь имеет значение

Перед тем как начинать реализацию любого проекта, необходимо провести анализ, который поможет определить целесообразность и экономический эффект от его внедрения в жизнь
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Перед тем как начинать реализацию любого проекта, необходимо провести анализ, который поможет определить целесообразность и экономический эффект от его внедрения в жизнь

На первом этапе та или иная идея может казаться предпринимателям весьма привлекательной, но практические расчеты могут показать совершенно иные результаты.

Прежде всего необходимо составить подробный план его реализации, где должно быть прописано, какие расходы в связи с этим предстоят и что получится на выходе. Каждая инвестиция должна быть продумана, спланирована. Для этого следует разработать стратегию развития проекта и бизнес-план.

Стратегия развития и бизнес-план

Обычно разрабатываются на начальном этапе. Например, клиент обращается в консалтинговую компанию и говорит, что у него есть земельный участок, но он не знает, как лучше его использовать. На данном этапе он привлекает консультантов с тем, чтобы они подсказали, как можно использовать эту землю с максимальным эффектом. Задача консультантов — подобрать наиболее приемлемые варианты использования данного участка. Как правило, вначале их может быть около десяти-пятнадцати. После первичного анализа их количество сводится к трем-четырем. Для каждого просчитываются свои показатели и делается более детальный срез. Количество показателей обычно составляет 20-30. Среди них — сроки возвращения и эффект от вложения инвестиций, стоимость реализации проекта, потребность во внешнем финансировании и т. д. Затем возможные варианты ранжируются и выбирается наиболее приемлемый. Следующий этап — составление бизнес-плана.

Есть клиенты, которые уже имеют готовую стратегию и просят консультантов только просчитать бизнес-план. Но если специалисты видят, что в стратегии заложена не совсем эффективная модель, они рекомендуют внести изменения с тем, чтобы проект был более успешным.

Разработка бизнес-плана должна начинаться с анализа рынка — какое соотношение на нем спроса и предложения, как этот показатель будет меняться со временем. К примеру, на рынке недвижимости сегодня спрос вроде бы достиг пикового уровня. Но не следует забывать о том, что проект может быть сдан в эксплуатацию через несколько лет. Поэтому необходимо проанализировать, будет ли такая же тенденция спроса через пару лет, и на что можно будет претендовать, если учесть, что другие компании также активно занимаются строительством новых объектов. Может случиться, что предложение превысит спрос, тогда клиентов для аренды будет найти сложно. Поэтому глубокий и детальный анализ рынка должен предшествовать всем другим работам. Это делается для того, чтобы, когда проект будет запускаться в работу, на рынке существовал достаточный уровень платежеспособного спроса. Именно для этого необходимо рыночное исследование.

Рыночное исследование

Как правило, для такого анализа привлекаются консалтинговые компании. В имеющейся у них базе данных находится огромное количество информации, которую собственными силами собрать сложно. Кроме того, внешние консультанты имеют, как правило, большой опыт осуществления подобных проектов, что, безусловно, играет очень важную роль.

Например, когда к нам в компанию приходит клиент и говорит, что хочет заняться определенным видом деятельности, мы изучаем аспекты этого бизнеса, то есть где будущий собственник изначально будет брать сырье, производить продукцию, какого качества она будет, когда появится на рынке. После этого наши специалисты анализируют состояние рынка, составляют прогноз его развития.

К примеру, однажды к нам обратился клиент, который намеревался построить пятизвездочную гостиницу. Мы предположили, что пока он начнет реализацию проекта, обеспечит необходимое финансирование, пока решатся все технические вопросы и объект будет построен, пройдет несколько лет. За это время в пятизвездочном сегменте появится еще несколько конкурентов. Поэтому через время может сформироваться очень специфический рынок, где спрос не будет превышать предложение, и конкуренция станет очень жесткой.

В то же время сегмент трехзвездочных гостиниц окажется практически незаполненным, и продавать в нем свои услуги будет проще. В таких случаях мы пытаемся переориентировать клиента. Но это возможно сделать только благодаря детальному рыночному исследованию.

Следует отметить, что прогноз разрабатывается не только на период выхода того или иного бизнеса на рынок, но и на несколько лет вперед — до момента его самоокупаемости.

Организационные и юридические аспекты

Следующим этапом можно назвать определение организационной и юридической структуры будущей компании. Такой анализ делается для того, чтобы она была открытой и прозрачной, что очень важно при выходе на зарубежный, да и в последнее время на отечественный рынок заимствований. Ведь невозможно привлечь инвестора, если в бизнесе все будет запутано и непонятно. Если это новый проект, его необходимо структурировать правильно, чтобы и инвесторам было легче, и проект развивался успешно.

Затем необходимо учесть все возможные риски, начиная от политических. В случае с гостиницей, к примеру, можно утверждать, что успех отельного бизнеса во многом зависит и от того, сколько иностранных предпринимателей посетят Украину. Естественно, если в стране сложится катастрофическая ситуация, они не станут инвестировать в нашу экономику, а соответственно — к нам приезжать. Поэтому номера хороших гостиниц будут невостребованными. Да и офисная недвижимость также утратит хороших клиентов. Кроме того, зарубежные инвесторы всегда уделяют особое внимание этому виду рисков. Таким образом, анализ политических рисков очень важен.

Экономические риски также просчитываются. Например, если вернуться к строительству, то всегда существует риск не вложиться в запланированные сроки или средства. Поэтому тщательный анализ всевозможных рисков, связанных с выполнением проекта, очень и очень важен, и его результаты помогут разработать правильные предположения для составления финансовой модели и получить реальные результаты, которые можно ожидать от проекта.

Построение финансовой модели

В конечном итоге строится финансовая модель. Как правило, разрабатываются несколько вариантов финансовой модели — оптимистическая, реалистическая и пессимистическая. Всегда лучше быть готовым к наихудшему варианту. Поскольку модель строится на будущий период, большинство ее составляющих — это предположения. Поэтому очень важно составить перечень предположений. На этом этапе действительно очень важна помощь консультантов, поскольку они, имея опыт работы во многих сферах, могут видеть проблемы гораздо шире.

Также, что очень важно, у нас есть вся усредненная подробная статистика по ведению различных бизнесов во всем мире. Естественно, что эта статистика адаптируется к конкретному случаю и используется при построении финансовой модели и составлении прогнозов. Когда модель построена, предприниматель может реально оценить, что он может ожидать от проекта. Бывают ситуации, когда первоначальные ожидания клиента, связанные с воплощением его идеи, совершенно не совпадают с результатами моделирования, что позволяет ему по-новому взглянуть на проект и еще раз обдумать, стоит ли инвестировать в него значительные средства. Финансовая модель дает четкое понимание, на что пойдут деньги и когда они окупятся.

Иван КОМПАН,

партнер консалтингового отдела компании Deloitte