НБУ курс:

USD

41,32

+0,04

EUR

45,80

+0,34

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Каждой школе — баскетбольную площадку! Таким должен быть государственный приоритет

Киевские власти отчитываются о готовности к новому учебному году: в таком-то районе города в учительские коллективы влилось 45 молодых специалистов. А всего в школах района трудится 2 000 учителей

Пошел малыш 1 сентября в первый класс, возвращается, его родители спрашивают:
— Ну, чему тебя научили?
— Ничему, — отвечает тот, — сказали завтра снова придти.

Киевские власти отчитываются о готовности к новому учебному году: в таком-то районе города в учительские коллективы влилось 45 молодых специалистов. А всего в школах района трудится 2 000 учителей.
Считаю. С такими темпами для полного обновления учительского корпуса потребуется 44 года. А учительский век — максимум 33 года (с 22-х — времени окончания ВУЗа — и до 55 лет — пенсионного возраста для женщин). Делаю вывод — естественный прирост учителей на четверть меньше, чем естественная убыль.
— Ошибаешься, — поправляет меня коллега, начинавший свою трудовую деятельность школьным учителем. — Гораздо больше учителей уходит из школы не на пенсию, а раньше — на другую работу.
Значит, сокращение количества учителей должно идти еще более быстрыми темпами…
Тем не менее, школ и учителей в них меньше не становится. По крайней мере, в Киеве и крупных городах. Несмотря на непривлекательные условия труда, в школы идет работать масса молодых девушек, окончивших университеты и пединституты. В этом школьная система очень напоминает воюющую армию: какие бы людские потери не неслись, солдат меньше не становится. Однако, несмотря на огромное количество живой силы, кто-то все же в войне терпит поражение. И не по причине того, что кончились солдаты.

Система школьного образования оказалась в нашей стране одним из самых мощных общественных институтов. Когда рушилось и исчезало все остальное: партии, общественные организации, культура и искусство, спорт, литература и книгоиздание, школьная система вышла из 90-х практически без потерь. Консерватизм этой системы оказался настолько силен, что никакие ветры перемен не смогли его даже всколыхнуть. Да, в начале 90-х это было хорошо. Сохранение имеющегося — это было уже положительным результатом. Мне кажется, что благодаря консерватизму и традиционному аскетизму советской (украинской) школы, дети безболезненно и как должное восприняли переход к капитализму, к независимости, практически не заметили поразивший страну кризис.
Но времена изменились. Вот уже и политическая реформа на носу. Надо бы и школы очеловечивать. Возрождение нашей культуры, работа над здоровьем нации, развитие индивидуального и общественного самосознания сегодня в Украине возможны только через школу. Ибо есть база. Ограничение роли школ только формальным получением среднего образования — сегодня недопустимое расточительство со стороны государства и общества. Каков сейчас выбор у молодого человека? Или в школу на уроки, или искать себе приключений на улице. А вот если бы школы стали центром спортивного досуга, как это прекрасно поставлено в США, если бы при школах существовали общественные организации, подобием которых когда-то был комсомол, была налажена работа клубов по интересам, то на выходе общество получало бы совсем другого выпускника. Всесторонне развитого, активного, имеющего опыт и приобретшего культуру общественной жизни, гораздо более готового к быстрому и эффективному вступлению на самостоятельную стезю.
Для этого деньги нужны. Не очень большие. Такие в стране есть. Только они сейчас тратятся крайне неэффективно. В каждом местном бюджете есть статьи расходов и на культуру, и на спорт, и на организацию праздников и досуга молодежи. Например, у нас до сих пор выделяются деньги на спортивные школы. На эти деньги ни одну спортшколу содержать невозможно. Школы не работают, а деньги проедаются без всякого эффекта. Но зато этой суммы хватило бы для оборудования при каждой школе качественной уличной баскетбольной площадки. С деревянными щитами, кольцами и даже сетками на кольцах.