НБУ курс:

USD

41,21

-0,00

EUR

45,05

-0,00

Наличный курс:

USD

41,46

41,42

EUR

45,60

45,45

Киевские промзоны готовят к переезду

В августе 2003 г. Верховная Рада утвердила предложенную в генеральном плане Киева программу ликвидации зон экологического риска, предусматривающую полную реорганизацию промышленных районов города. Вредные производства должны быть подвергнуты реконструкции

В августе 2003 г. Верховная Рада утвердила предложенную в генеральном плане Киева программу ликвидации зон экологического риска, предусматривающую полную реорганизацию промышленных районов города. Вредные производства должны быть подвергнуты реконструкции, перемещены за пределы города либо закрыты. Такое решение правительства руководители промышленных объектов считают необдуманным и поспешным

Новый киевский генплан построен на так называемой урбоэкологической концепции. Это означает, что первичной становится экологическая экспертиза всего, что строится, реконструируется, перепрофилируется, а приоритетами — охрана земельных и водных ресурсов столицы. Городские власти пришли к выводу, что большая часть промышленных предприятий и транспортных депо в Киеве не по праву занимают принадлежащие им территории. По мнению начальника Главного управления земельных ресурсов Анатолия Муховикова, в Киеве сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятия работают неэффективно, занимают производственные площади и к тому же загрязняют окружающую среду. Такую же позицию занимают в Государственном управлении экологической безопасности.
Естественно, ни одно предприятие не может быть без причины названо зоной экологического риска и ликвидировано. Разработанная программа выноса вредных производств за городскую черту предполагает, прежде всего, изучение эффективности работы промышленных объектов. В столице уже создана комиссия для проверки работы предприятий в районе Телички. Такая же участь ожидает промзоны в Оболонском, Святошинском районах и вдоль Столичного шоссе.
Простаивающие, убыточные, давно потерявшие конкурентоспособность предприятия должны быть закрыты. В первую очередь, это касается производств 1-2-го класса экологической опасности (источников радиационной опасности, предприятий химической промышленности, а также заводов с токсичными отходами), кроме предприятий коммунального обслуживания.
Так, будет закрыт Голосеевский завод стенных материалов и конструкций. За сто с лишним лет существования предприятие полностью исчерпало все возможные ресурсы. Глина в карьере, на котором был построен завод, закончилась, технологии устарели, продукция перестала пользоваться спросом. Район, в котором расположено предприятие, давно перестал быть окраиной. На месте завода может быть построено необходимое сегодня столице жилье площалью 50 — 60 тыс. кв. м.
Не подлежащие ликвидации экологически вредные производства в рамках программы будут вынесены на окраины либо за городскую черту, отдельные предприятия и цехи, расположенные в жилых зонах и на землях водного фонда, — перебазированы. Сначала из Киева уберут производства стройматериалов, а также гальванические и химические. Всего предполагается переместить около 40 предприятий и цехов. За счет этого освободится 83 гектара территорий, которые планируется использовать под строительство жилья, объектов социальной сферы, зон отдыха.
По мнению главного архитектора столицы Сергея Бабушкина, следует учесть, что Киев — все же европейская столица, поэтому промышленные объекты не могут быть расположены в его центральной части. Например, один из удобных спусков к Днепру находится в районе Телички, а здесь огромную территорию (более 30 гектаров) занимают завод стройиндустрии и ТЭЦ-5. Промышленный пейзаж слева от моста Патона и железнодорожного моста, считает главный архитектор, отнюдь не украшает панораму города. К тому же ТЭЦ-5 функционально себя просто изжила — сейчас этот район полностью обеспечен энергоресурсами. Если перенести эти предприятия в район Троещины, где отведены участки для промышленного строительства, то освободившийся берег можно использовать рациональнее, например, возвести жилые дома со всей необходимой инфраструктурой.
Планы касаются и грузового железнодорожного транспорта. Так, будут закрыты три грузовых станции ближе к центральной части города, планируется также поэтапное вынесение за город грузового порта с Рыбачьего острова в район Украинки. Кроме того, по новому генплану из центральных районов на окраины переместятся трамвайные депо. В частности, депо им. Шевченка будет в перспективе перенесено на Борщаговку.
Планируется перенос места захоронения радиоактивных отходов Киевского спецкомбината УкрГО "Радон" с участка в Пирогово. Для этого будет использован существующий пункт захоронения в поселке Буряковка либо спроектирован специальный пункт "Вектор". Оба участка находятся в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. С точки зрения заместителя генерального директора ГО "Радон" Анатолия Тимченко, такая необходимость давно уже назрела. Хотя для окончательной реализации требуется время, поскольку место нового захоронения находится пока в стадии разработки.
Таким образом, новая программа предполагает превращение Киева в экологически чистый, современный европейский город, с модернизированными предприятиями на окраинах и использованием освободившихся территорий под жилую застройку. Однако при всей привлекательности программы следует учесть некоторые практические моменты. Во-первых, каким образом будут переноситься промзоны. В "Киевпроекте" утверждают, что перенос будет осуществлен директивно, т. е. несмотря на вероятное сопротивление руководства заводов. Новые участки земли предоставят предприятиям в аренду, которую те, естественно, будут оплачивать самостоятельно. Государство же покроет все издержки, связанные с перемещением производств, — строительство новых цехов, перевозку, модернизацию и замену оборудования. Величина этих издержек будет зависеть от конкретного бизнес-плана завода. Фактически, планируется построить предприятия заново на новом месте.
Следует учесть, что планы горадминистрации не вызывают восторга у руководства киевских заводов. В частности, по мнению представителей Киевского завода асфальта и бетона, только на вынесение этого предприятия понадобится около 100 млн. грн. Примерно такую же цифру называют представители завода "Ленинская кузница". Строительство новых цехов по современным меркам обойдется в $105 млн. Кроме того, двух-трехтысячный персонал завода должен каким-то образом добираться на работу. Конечно, если переместить предприятия на окраины, наниматься придут безработные из близлежащих районов области, но существует риск потери высококвалифицированных работников, которые вряд ли смогут оплатить десятки километров езды на собственной машине каждый день. Не говоря уже о том, что в результате перемещения будет нарушена вся система погрузки и перевозки продукции предприятий. В планы госадминистрации, естественно, не входит оплата издержек подобного рода. Чтобы перенести всю Теличку — а это около 20 заводов — понадобится не менее 10 млрд. грн. Хотя программа рассчитана на двадцать лет и горадминистрация настроена выделить за это время нужные средства, руководство предприятий считает такие расходы необоснованными и нерациональными.
Второй момент касается перспективы переноса заводов. Через несколько десятков лет сегодняшние окраины могут стать едва ли не центром города. За счет концентрации вредных производств к этому времени их экологический баланс может окончательно нарушиться и территории станут непригодными для жизни. Если уж говорить о Киеве как европейской столице, нужно думать не только об эстетической привлекательности центральных районов. Что делать, скажем, жителям Троещины, если в пятистах метрах от их дома начнется строительство новых цехов промышленного предприятия? Так, к территории, выделенной заводу "Ленинская кузница", вплотную прилегает жилищная застройка, не оставляя достаточного пространства даже для создания санитарно-защитной зоны.
Сегодня горадминистрация готова приступить к реализации планов, разрабатываемых в течение тридцати лет. Появилась возможность осуществить их без массовой потери рабочих мест, поскольку большая часть предприятий-загрязнителей все равно простаивает. Стоит, однако, заметить, что вынесение вредных производств на периферию нуждается в тщательном планировании. Естественно, предприятия, относящиеся к 1-2-му классу опасности и захоронения радиоактивных отходов, должны быть ликвидированы как можно скорее. В то же время не имеет смысла тратить огромные средства на перенос стабильно работающих, конкурентноспособных производств. Модернизация и замена необходимого оборудования обойдется гораздо дешевле, к тому же не возникнет проблем с необходимостью заново налаживать работу предприятия.

Промзоны столицы непригодны для жизни

На сегодняшний день экологическую ситуацию в Киеве можно охарактеризовать как неудовлетворительную. Во многом это связано с работой промышленных предприятий в городе. Общий уровень загрязнения воздуха в 2 — 4 раза выше предельно допустимой нормы. Согласно результатам измерений, чаще всего превышают норму такие примеси, как диоксид азота, или NO2 (33% случаев), а также хлористый водород (11% случаев).
Наиболее опасный уровень загрязнения установлен в районах расположения групп предприятий Подольско-Куреневского, Оболонского и Жовтневого промузлов. Также это касается Бессарабской и Московской площадей, бульвара Леси Украинки, площади и проспекта Победы.
Диоксид азота, оксид углерода и другие примеси в полтора-два раза превышают предельно допустимую норму в районе таких предприятий, как завод "Большевик", мебельная фирма "Лагода", СТО "Ниссан-Украина", ОАО "Киевцемент", фабрика "Дарница". Кроме того, значительными загрязнителями были и остаются ТЭЦ и станции теплоснабжения, подконтрольные "Киевэнерго".
По состоянию загрязнения воды Днепра в границах агломерации принадлежат к 3-му, а локально в городе — к 4-му классу, т. е. к таким, которые не рекомендуется использовать для водоснабжения. В результате выбросов муниципальных предприятий в природные водоемы попадают соли тяжелых металлов, нефтепродукты, пестициды, нитраты. В Днепровском, Ватутинском, Дарницком, Московском районах зарегистрированы участки крайне опасного загрязнения грунтов. В районе ТЭЦ-4 содержание цинка превышает фоновый уровень в 22 раза, АО "Киеврезина" — соответственно в 8,5 раза, авиазавода — 7 раз. А возле заводов художественного стекла и "Радар" в несколько раз выше нормы содержание свинца и меди