Кинах принципиально против, но в целом — за

Перечень предприятий, подлежащих дооценке, обнародован не будет. Против этого выступает первый вице-премьер Анатолий Кинах. Тем не менее, в его службе нам сообщили, что долгожданный список предприятий, итоги приватизации которых могут быть пересмотрены, у

Перечень предприятий, подлежащих дооценке, обнародован не будет. Против этого выступает первый вице-премьер Анатолий Кинах. Тем не менее, в его службе нам сообщили, что долгожданный список предприятий, итоги приватизации которых могут быть пересмотрены, уже сформирован окончательно. Состоит он из 40 объектов

О том, как и кто составлял эти списки, уже слагают легенды. Например, одна из них гласит, что прежнему руководству Фонда госимущества в качестве индульгенции было предложено составить для Генпрокуратуры "Справки", которые содержали бы всю как официальную, так и не очень (вплоть до того, кто кому и по какому предприятию звонил, приходил, приносил...) информацию о продаже того или иного объекта.

А как вам такой диалог, якобы состоявшийся между двумя высокопоставленными чиновниками:

— Слушай, а если мы включим (в список на реприватизацию — ред.) Николаевский глиноземный? — спрашивает отвечающий за составление списка чиновник у опытного приватизационщика.

— Ты что, не помнишь, как Олег Дери-паска (президент "Сибирского алюминия") в марте 2000 года вместе с тогдашним премьер-министром Виктором Ющенко в здании Кабинета Министров под звон бокалов с шампанским подписывали договор купли-продажи 30% акций НГЗ? Премьер тогда назвал те $100 млн., которые были заплачены за пакет, лучшей сделкой за всю историю приватизации.

— Да… В раздумье. — А может облэнерго включить, там сейчас все равно между собственниками война?

— Ну, это смотря какие облэнерго. Помнишь, шесть из них были проданы на образцово-показательном конкурсе. Кстати, проведенном по инициативе тогдашних премьера Ющенко и вице-премьера Тимошенко. Тогда еще конкурсная комиссия первый и последний раз заседала открыто — при свете прожекторов и телекамер из прозрачных ящиков вынимались конкурсные предложения, вскрывались, и сразу же объявлялись победители.

Действительно, критериев, по которым можно было бы определить объективный и исчерпывающий перечень "неправильно" проданных объектов, нет. Первого вице-премьера Анатолия Кинаха можно понять: не будучи уверенным в том, что в список неблагонадежно приватизированных попали все компании, которые и должны были попасть, и наоборот — что в этот перечень не попали компании, которые и не должны были туда попадать, он не хочет обнародовать решение, которое будет воспринято как несправедливое. "Я категорически против того, чтобы объявлять названия предприятий, поскольку должен работать принцип презумпции невиновности, и преждевременная огласка нанесет удар по их конкурентоспособности, отпугнет инвесторов", — так аргументирует свою позицию Анатолий Кинах.

С другой стороны, как недавно сказал вдохновитель большой приватизации, а ныне губернатор Днепропетровщины Юрий Ехануров: "Лучше ужасный конец, чем ужас без конца". Нынешние собственники крупных предприятий, постоянно находясь в ситуации непредсказуемости, не будут заинтересованы в развитии своей собственности. Тем более что в отсутствие официальной информации общество питается слухами и домыслами, которые не лучшим образом влияют на бизнес-климат в стране. "Списки" начинают составлять все, начиная от депутатов и заканчивая пиар-службами. Самый свежий пример — список из 29 предприятий, который по секрету показал нам народный депутат Владимир Зубанов. В нем, например, числятся объекты, которых не содержат другие списки — пять облэнерго и "Укртатнафта.

Владимир Зубанов считает, что нынешняя власть, формируя перечень предприятий, руководствуется политическими мотивами. "Кто аргументирует, почему в списке фигурирует ДМК им. Дзержинского и ЧСЗ, а нет Алчевского меткомбината и "Ленинской кузни"? Похоже, что этот список составлялся с учетом политических симпатий", — заметил народный депутат. По-видимому, власти, дабы пресечь обвинения в политическом заказе и стабилизировать ситуацию, придется все же набраться мужества и представить общественности официальный список предприятий, по которым у нее есть претензии. У Президента, по всей вероятности, такое мужество есть. Во всяком случае, он уже несколько раз заявлял о готовности в ближайшее время обнародовать такую информацию. Последний — накануне первомайских праздников: "Мы должны обнародовать этот список и сказать, что та дискуссия, которая была связана с нарушениями условий конкурса некоторых объектов, в том числе и стратегических объектов в Украине, завершена", — заявил Виктор Ющенко.

Решение есть — забрать нельзя

В Украине по-прежнему нет механизмов и инструментов для осуществления реприватизации, национализации, доплат. И даже окончательное положительное решение суда не гарантирует возврата объекта в госсобственность. Например, буквально на днях суд признал недействительной продажу 68,01%-ного пакета акций ОАО "Запорожский алюминиевый комбинат" ЗАО "АвтоВАЗ-Инвест" (РФ). Правда, что с этим решением делать дальше, не знают даже в ФГИУ, поэтому собираются обратиться в Верховный Суд за разъяснением. Тем более что комбинат уже был перепродан. Недавно Сибирско-Уральская алюминиевая компания (СУАЛ) признала факт покупки 68% акций ЗАлКа.

Многие эксперты говорят о том, что постоянное нагнетание ситуации вокруг спорных объектов — Никопольского ферросплавного, НГЗ, ЧСЗ, ГОКов и др. — сделает собственников более сговорчивыми, готовыми идти не в суды, а на переговоры с правительством с предложением доплатить. Народный депутат Александр Морозов, например, уже разработал свой законопроект о доплатах. Он предлагает биз-несменам, купившим объекты с 1992-го по 2005 год, добровольно доплатить в казну от 50 до 70% стоимости, получить индульгенцию в виде государственной гарантии и забыть слово "реприватизация" навсегда.

Разработанный правительством законопроект под тем же рабочим названием "О доплатах" содержит некие критерии для возврата объектов в госсобственность или доплаты. По словам А. Кинаха, предприятия могут попасть под действие законопроекта по нескольким причинам. Во-первых, если была занижена стоимость объекта. Во-вторых, если инвестором не выполнены условия покупки предприятия, и в третьих — по подозрению, что новые владельцы стратегического объекта ведут его к искусственному банкротству. В правительственном законопроекте о доплатах фигурирует еще один пункт: наличие при проведении конкурса допусловий, ограничивающих круг участников. Исходя из этого, в "черный список" можно зачислить практически все крупные продажи последних двух лет. Поскольку, ссылаясь на норму о "промышленном инвесторе", все они продавались в условиях ограниченной конкуренции.

Возможно, в законопроект о доплате будут включены и 40 предприятий, "вычисленных" комиссией под руководством Анатолия Кинаха. Только таким образом удастся подвести под этим перечнем и процессом черту.

P. S.: "Инвестгазета" как издание, долгое время отражающее приватизационные процессы в стране, также позволила себе составить список предприятий, по итогам приватизации которых у государства могут возникнуть вопросы. Мы исходили из нескольких критериев:

1. Частота упоминаемости объекта как неправильно приватизированного, звучащая из уст чиновников или депутатов.

2. Наличие у нынешних собственников проданного объекта сильных конкурентов, желающих пересмотреть итоги продажи в свою пользу.

3. Катастрофически большая разница между ценой, заплаченной за объект, и доходностью (прибыльностью) предприятия.

28 предприятий, итоги приватизации которых могут быть пересмотрены*

Объекты

Год про

дажи

Продан

ный пакет, %

Цена продажи, млн. грн.

Покупатель

Примечания

Криворожсталь

2004

93,02

4,3 млрд.

Промышленно-финансовый консорциум "Инвестиционно-металлургический Союз"

Интерпайп/СКМ

Черноморский судостроитель

ный завод

2003

90,25

119,4

Николаевская малотоннажная верфь

Братья Чуркины

ИнГОК

2004

37,57

162,9

Смарт-Групп

Центральный ГОК

2004

50%+1

106

СКМ

Объявлена допэмиссия акций

Азовсталь

2000

25%

174,8

СКМ

Осенью 2004 г. появилась информация о перепродаже россиянам

Новотроицкое рудоуправление

2004

89,92%

13,6

СКМ

В феврале 2004 г. новым собственником стала компания Triore Ltd.

Докучаевский флюсодоломит

ный комбинат

2004

90,57%

114,1

СКМ

В феврале 2004 г. новым собственником стала компания Fluxcom Ltd.

Кривбассвзрыв

пром

2004

93,16%

73,3

СКМ

В феврале 2004 г. новым владельцем стала компания Quarex Ltd.

НЗФ

2003

25

205

Концерн "Приднепровье"

Интерпайп

ММК. им. Ильича

2000

50

454

ЗАО "Ильич-сталь"

Менеджмент во главе с Владимиром Бойко

НГЗ

2000

30%

547,2

"Украинский алюминий"

(дочерняя компания группы "Русский алюминий"

Украинский алюминий докупил оставшиеся акции:15% — 128,6 млн. грн.; 10% — 60,522 млн. грн.

Красноармейс

кая-западная №1

2004

37,54%

79,6

Концерн "Энерго"

Продажа на УМВБ

Павлоградуголь

2004

92,11%

1 401,1

Авдеевский коксохимический завод

СКМ

Южный ГОК

2004

25,78

60

Группа "Приват"

Объявлена допэмиссия акций

Сухая Балка

2004

25,1

18,1

ООО "Солайм"

Группа "Приват"

Северный ГОК

2004

50+1

208,6

ООО "АРТАНИК"

Объявлена допэмиссия акций.

СКМ

ЗАлК

2001

68,01

$69 млн.

АвтоВАЗ-Инвест

В 2004 г. продан СУАЛу

Краснодонуголь

2004

60

770,3

Авдеевский коксохим

СКМ

ДМЗ им. Дзержинского

2004

98,8

712

ИСД

Херсонский хлопчатобумаж

ный комбинат

2004

51,76

18,6

Волынский шелковый комбинат

Павлоградуголь

2004

92,11

1,4 млрд.

Авдеевский коксохим

СКМ

Северодонецкое государственное производствен

ное предприятие "Объединение Азот"

2004

60

$60 млн.

Worldwide Chemical (Нью-Йорк, США)

Создано ЗАО "Северодо

нецкое объединение "Азот" с УФ 1,5 млрд. грн., при этом 60% акций новой компании принадлежат Worldwide Chemical LLC, 40% — Фонду государственного имущества Украины

НАСК "Оранта"

2004

-

-

-

В результате допэмиссии госдоля уменьшилась до 25%+1 акция, "Укрсоцбанка" — увеличилась до 75%

ГАК "Титан"

2004

50-1

Пример

но 368 млн. грн.

Немецкая компания RSJ Erste Beteiligungs

geselschaft mbH

Создано ЗАО "Крымский Титан", ему переданы в аренду Иршанский горно-обогатительный и Вольногорский горно-металлурги

ческий комбинаты. Доля государства (50%+1 акция), оценена экспертами в 368 млн. грн.

Херсонский судостроитель

ный завод

2004

83,61

52,2

ООО "Евроресурс"

В начале года хозяйственный суд возбудил дело о банкротстве. Долг предприятия составляет 2,3 млн. грн.

Ривнеазот

2003

53,86

48,4

Raiffeisen Investment AG

*Источник: заявления чиновников, СМИ.

Список не окончателен