- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Кого обидел Кирпа
Не исключено также увеличение стоимости ГСМ, однако по оценкам аналитиков оно не должно заметно сказаться на цене топлива для потребителей
Первыми о своей обеспокоенности повышением транспортных издержек заявили металлургические предприятия. В частности, по словам одного из менеджеров ОАО "Запорожсталь", рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки увеличит расходы предприятия примерно на 800 тыс. грн. в месяц или более 9 млн. грн. в год.
А горно-обогатительные комбинаты уже начали предлагать свою продукцию по повышенным ценам. Кроме того, ожидается повышение цен и на горюче-смазочные материалы. Солидарны с такой точкой зрения и руководители других предприятий ГМК.
Впрочем, на самих ГОКах возможное подорожание своей продукции комментируют очень осторожно. Например, на Полтавском ГОКе пришли к выводу, рост транспортных тарифов не коснется предприятия и повышения цен на свою продукцию в ближайшее время не предвидеться.
Несколько другая точка зрения у руководителей ОАО "Ордженикидзевский ГОК". По словам специалиста отдела сбыта компании Александра Олейника, тарифы на железнодорожные перевозки железорудного сырья возросли на 5%. Возмещать эти затраты придется потребителям (металлургическим предприятиям), соответственно на конечной цене готовой продукции это не должно отразиться. Чего нельзя сказать о повышение тарифов на перевозку светлых нефтепродуктов и дизтоплива. Повышение тарифов на его перевозку, возможно, повлияет на цену готовой продукции. По предварительным подсчетам, себестоимость 1 тонны железорудного концентрата может увеличиться, в среднем, на 4 грн.
В случае роста стоимости сырья, и соответственно себестоимости металлопродукции, металлурги не исключают, что предприятия сократят поставки на внутренний рынок из-за их невыгодности. В первую очередь от этого могут пострадать трубные предприятия, на которые меткомбинаты уменьшат поставки штрипса.
Критически восприняли решение Минтранса и сельскохозяйственные производители. По мнению экспертов Украинской зерновой ассоциации (УЗА), "повышение тарифов приведет к стагнации зернового рынка" и снижению экспорта зерна во второй половине 2002/2003 маркетингового года (январь-июль). Как следует из сообщения УЗА, из-за повышения тарифов украинское зерно будет менее конкурентоспособным по сравнению с российским на внешних рынках, потому что Россия до 1 марта 2003 года продлила действие льготных тарифов на железнодорожные перевозки зерновых грузов.
Что касается наиболее подорожавшей категории — поставок нефти и нефтепродуктов, то пока операторы рынка не берутся прогнозировать возможное увеличение стоимости продукции. Относительно поставок сырой нефти на НПЗ — повышение транспортных издержек вряд ли окажет заметное влияние на себестоимость продукции, тут большое влияние будет играть отдаленность сетей АЗС и нефтебаз от нефтеперерабатывающего завода. В среднем цена топлива повыситься на 40 грн. на 1 тонну ГСМ.