Компании обходят государство

В прошлом году госкомпании набрали внешних долгов больше государства. В результате объемы кредитования государственных предприятий за последние два года превысили $3,5 млрд. Правительство в ответ собирается ужесточить процедуру выхода компаний на внешние

В прошлом году госкомпании набрали внешних долгов больше государства. В результате объемы кредитования государственных предприятий за последние два года превысили $3,5 млрд. Правительство в ответ собирается ужесточить процедуру выхода компаний на внешние рынки капитала

Внешняя задолженность украинских предприятий увеличивается впечатляющими темпами — за два года она увеличилась почти вдвое — с $10 млрд. до $18 млрд. Еще на $6,2 млрд. банки прокредитовались за рубежом. Около половины из этой суммы пришлось на компании, где государство является главным собственником. По предварительным оценкам, с 2004 года до мая 2006 года госпредприятия привлекли на внешних рынках около $3,5 млрд.

Активная долговая политика государственных компаний уже вызвала серьезную обеспокоенность Министерства финансов. Так, в конце апреля глава ведомства Виктор Пинзеник раскритиковал финансовую политику одного из наиболее активных должников — "Нафтогаза Украины". В результате принятие финансового плана компании на этот год было заблокировано, а министерства начали изучать подробности уже заключенных кредитных договоров.

Тревоги чиновников легко понять — достаточно сравнить цифры государственного долга с корпоративной задолженностью. В частности с 2004 года госдолг вырос с $8,9 млрд. до $12,4 млрд. Получается, что за два года госкомпаниям удалось занять на рынках сумму, которая составляет почти четверть всей внешней задолженности государства. Еще более показательным является этот год. Государство в лице Минфина решило не обращаться за займами на внешние рынки капитала. Главная причина, которая звучит в комментариях чиновников, — политическая нестабильность, выборы в парламент и отсутствие утвержденного правительства. В то же время корпоративный долг госкомпаний за пять месяцев вырос почти на $780 млн. (и это без кредитов, взятых Укрэксимбанком, который также принадлежит государству).

Сейчас государственные корпорации фактически заменили само государство на внешних рынках займов. В большинстве своем они, как это ни странно, идут на такой шаг вынужденно. Начиная с 2005 года, все госкомпании должны перечислять определенные суммы в госбюджет — как правило, их объем определяется в ходе долгих дискуссий между правительством и госкорпорациями. При этом выполнение обязательств по перечислению средств в бюджет сопровождалось активными поисками кредитов, которые через госкомпанию попадают в бюджет. Результат получился не очень — если стоимость ресурсов на внешнем рынке для государства составляет 4,95% (ставка последнего выпуска еврооблигаций в октябре 2005 года), то кредиты для госкомпаний привлекались в полтора-два раза дороже — 6-8%. Кроме того, кредиты выдаются под плавающую ставку, т. е. в случае ухудшения ситуации на мировых рынках стоимость обслуживания долга увеличивается автоматически.

Идея ограничить аппетиты украинских компаний на внешних рынках (при этом под ограничения могут попасть все компании, а не только государственные) витает в воздухе давно. В ноябре прошлого года с таким предложением выступил глава Совета НБУ Валерий Геец, его поддержали министр финансов и премьер. Предложения властей были связаны с тем, что высокая доля валютных займов может увеличить риски как для страны, так и для заемщиков в случае резких колебаний на финансовых рынках. Намерения правительства пока что остаются таковыми даже в отношении ограничения долгов госкомпаний. Единственное, что удалось сделать — это отказаться от безоглядной раздачи государственных гарантий под корпоративные займы. Так, в 2004 году возвращение всех кредитов, полученных "Укрзализныцей", "Укравтодором" и "Южным машиностроительным заводом", было гарантировано государством. За прошедших же два года подобные гарантии были получены только "Укравтодором", что было упомянуто в бюджете на 2006 год. Например, возвращение этого кредита в 300 млн. евро будет осуществляться за счет специального фонда госбюджета. Другие займы госкомпаний осуществлялись без госгарантий, что, впрочем, не успокаивает правительство, которое считает, что активность на финансовых рынках может ухудшить положение госкомпаний.

Сейчас у правительства есть несколько способов регулировать долговую политику своих предприятий. Первый путь, который прошел "Укравтодор" — это согласование займов на два-три года и прописывание их в бюджете. Правда, учитывая нелюбовь Минфина к увеличению внешнего долга, доступ к госгарантиям под кредиты могут получить немногие. Пока что в этом списке — автодорожники и Государственное ипотечное учреждение. Второй способ, наиболее распространенный, состоит в согласовании получения негарантированных займов во время принятия финансовых планов государственных компаний. Правда, пока правительство настроено решительно — займы должны согласовываться с инвестиционной политикой компании, а именно к ним у Минфина и возникает большинство вопросов. Впрочем, из каждого правила есть свои исключения — например, специальным постановлением правительства тому же "Нафтогазу Украины" разрешили занимать средства на рынке, даже при том что финплан компании еще не утвержден. Очевидно, что и в дальнейшем инвестиции государственных корпораций, равно как и их доступ к внешнему финансированию, будет зависеть от состояния финансов самого государства.