Кому нужна неприкосновенность?

Вопрос недели: Кому нужна неприкосновенность?

Виктор Медведчук, председатель СДПУ(о):

— Было время, когда я лично выступал за отмену статуса неприкосновенности народных депутатов Украины. Это было в 2000 году. Тогда политических преследований не было, и я верил, что мы живем в правовом государстве. Однако в нынешних условиях, при новой власти, я считаю, что неприкосновенность депутатов всех уровней необходима. В стране продолжаются прямые политические репрессии, не говоря уже о замаскированных. На депутатов всех уровней оказывается огромное давление. Если народные избранники будут опасаться того, что им в любой момент может быть "пришито" уголовное дело, они не смогут свободно отстаивать законные права и интересы своих избирателей.

Юрий Рогоза, писатель, сценарист:

— Депутаты Верховной Рады должны иметь неприкосновенность, поскольку за ними стоят десятки тысяч людей, тщетно или не тщетно, но верящих в то, что деятельность депутата улучшит их жизнь. Неприкосновенность же местных депутатов — это полная глупость.

Анна Нечай, юридический советник проекта развития USIAD/ PADKO:

— Я убеждена, что неприкосновенность частной жизни и жизни вообще нужно обеспечить каждому гражданину страны.

Владимир Фесенко, политолог:

— Неприкосновенность нужна тем, кто рискует ее потерять. Нужно все-таки разделять понятия неприкосновенность и порядок привлечения к ответственности. Я думаю, что о неприкосновенности в абсолютном понимании не может быть и речи, а вот особый порядок привлечения к ответственности народных депутатов — и не только потому, что так определено Конституцией Украины, но и потому, что еще остается риск преследования по политическим мотивам, наверное, нужно сохранить.

Михаил Поживанов, народный депутат:

— В широком смысле неприкосновенность не нужна никому. Без нее можно жить и трудиться. Она нужна только тем, кто чувствует за собой какие-то грехи. Я думаю, что у нас все должны быть равны перед законом. За закон о неприкосновенности для местных депутатов я не голосовал, и не голосовала за него вся наша фракция "Народного Руха Украины". Я считаю, что это большая ошибка Верховной Рады.

Владимир Сивкович, народный депутат:

— Политическим силам, партиям. Это как конфета, которую политические силы выбрасывают местным депутатам, местным советам для большей заинтересованности в выборах.

Степан Гавриш, народный депутат Украины:

— Неприкосновенность нужна тем, кто защищает интересы украинского народа. Кто является оппозиционно настроенным политиком и понимает, что в условиях политической трансформации в такой стране, как Украина, могут быть преследования, репрессии, силовые провокации. Неприкосновенность нужна, прежде всего, народным депутатам, чтобы не отвечать за свою публичную позицию ни сегодня, ни в будущем.

Юрий Ключковский, народный депутат:

— Я убежден, что депутатский иммунитет — не неприкосновенность, а специальный способ привлечения депутатов к ответственности — украинскому парламенту необходим, и он применяется во всех без исключения демократических странах. Что касается депутатов местных советов, то здесь все сложнее. С одной стороны, хотелось бы, чтобы они имели иммунитет, может быть, каким-то образом ограниченный, с другой стороны, я могу согласиться, что тот закон, который был принят сейчас, дает немного расширенный иммунитет. Тем не менее, мы работаем в условиях решения Конституционного суда, который сказал, что иммунитета у депутатов местных советов быть не может. И на этом нужно поставить точку.

Георгий Скударь, народный депутат:

— Я считаю, что неприкосновенность нужна президенту, председателю Верховной Рады, премьер-министру. В отношении остальных нужна не неприкосновенность, а справедливость.

Андрей Онистрат, банковский эксперт:

— Я убежден, что неприкосновенность в первую очередь нужна тем, кто в силу своего бизнеса или любой другой деятельности имеет за спиной ряд правонарушений. И более серьезных, чем переход дороги на красный свет.