Концерн без подробностей

На прошлой неделе Кабмин распорядился создать государственную корпорацию "Антонов". Об этом заявил министр промышленной политики Владимир Шандра. Правда, самого документа чиновники пока не обнародовали. Пребывают в неведении и основные участники будущего
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

На прошлой неделе Кабмин распорядился создать государственную корпорацию "Антонов". Об этом заявил министр промышленной политики Владимир Шандра. Правда, самого документа чиновники пока не обнародовали. Пребывают в неведении и основные участники будущего объединения: АНТК "Антонов" и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП)

Желание объединить отечественные авиакомпании было и у прежней власти — пик его пришелся на предвыборный период. После недолгого затишья идею реанимировали в мае текущего года. В двухнедельный срок Президент Украины поручил Кабмину принять решение о создании национального вертикально интегрированного научно-производственного объединения "Антонов". Предполагалось, что интеграция коснется АНТК "Антонов", завода "Авиант" и ХГАПП.

Потенциальные участники будущего объединения не были против интеграции как таковой, видя в ней будущее отечественного авиастроения. Камнем преткновения стал другой вопрос: форма и состав участников. Именно существенные расхождения взглядов по этому поводу спровоцировали настоящую информационную войну между Харьковом и Киевом. Ее подробности хорошо известны — публичные обвинения оппонентов, многочисленные судебные разбирательства, демонстративное увольнение главного конструктора АНТК "Антонов" Петра Балабуева и митинги трудовых коллективов обоих предприятий.

Гендиректор ХГАПП Павел Науменко предлагал создать концерн — довольно жесткое объединение, в котором все субъекты останутся отдельными юридическими лицами "со своими счетами, активами-пассивами, обязательствами, но координацией трат и принятия решений". Главное, чтобы это была единая фирма, разрабатывающая, производящая и реализующая самолеты марки "Антонов".

В АНТК "Антонов", напротив, предлагали только некую хозяйственную кооперацию. "Это должна быть гибкая форма интеграции, которая даст возможность объединить усилия предприятий и позволит сохранить их юридический статус и финансовую независимость. Ни в коем случае это не должен быть концерн, тем более государственный", — отмечал в своих комментариях "Инвестгазете" заместитель генконструктора АНТК "Антонов" Александр Кива. В Киеве также считают, что авиастроителям выгодно объединяться только для реализации конкретных проектов — возможно, с привлечением зарубежных партнеров.

На заседании Кабмина 11 июля решение о создании объединения наконец-то было принято. Об этом мимоходом сообщил журналистам министр промполитики Владимир Шандра. Сам он на этом заседании не присутствовал, поэтому узнать подробнее о принятом решении на прошлой неделе не удалось. В пресс-службе министра сказали, что сами еще постановление правительства "в глаза не видели", поэтому говорить об этом рано.

Примерно так же нам отвечали и на предприятиях. Дело в том, что в средствах массовой информации появлялись различные сведения как о форме объединения, так и о составе его участников. В некоторых случаях их было, как и планировалось изначально, три. В других — пять. Кроме АНТК "Антонов", завода "Авиант" и ХГАПП, в объединение якобы передадут еще госпредприятие "Киевский авиаремонтный завод 410 гражданской авиации" и государственный научно-исследовательский институт авиационных технологий УкрНИИАТ.

О форме существования будущего объединения авиастроителей тоже появлялась разная информация. Похоже, что интеграция будет осуществлена в виде корпорации, вопрос только в том, какой — государственной или хозяйственной. По мнению представителей АНТК "Антонов", хозяйственная корпорация предпочтительнее с точки зрения привлечения инвестиций. "Если мы хотим, чтобы инвесторы вкладывали средства в это объединение, его нельзя ограничивать рамками государственного", — заявлял ранее Александр Кива.

По словам руководства Харьковского авиазавода, постановление правительства на прошлой неделе еще не было завизировано, по крайней мере, они его тоже не видели. Если принята версия государственной корпорации, то по сути она очень схожа с предложенным ХАГПП вариантом объединения в виде концерна. Заместитель генерального директора Сергей Арасланов полагает, что создание госкорпорации можно считать первым, промежуточным шагом на пути создания авиастроительного концерна. В то же время, согласно Хозяйственному кодексу, в корпорацию можно объединять только предприятия, а не учреждения, коим, например, является институт авиационных технологий УкрНИИАТ.

Вместе с тем харьковчане не считают вопрос о составе участников принципиальным. Главным остается все же структура, устав (его составление в месячный срок должно завершить Министерство промышленной политики) и кандидатура главы объединения. Именно от этого во многом будет зависеть жизнеспособность отечественного объединения авиастроителей.