Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Концессия или приватизация?

Разговоры о передаче газотранспортной системы Украины в концессию России, ведущиеся с августа прошлого года, так ничем и не закончились. Нерешенный вопрос останется актуальным и в текущем году. Но, возможно, речь пойдет о ее приватизации

Разговоры о передаче газотранспортной системы Украины в концессию России, ведущиеся с августа прошлого года, так ничем и не закончились. Нерешенный вопрос останется актуальным и в текущем году. Но, возможно, речь пойдет о ее приватизации

Вопрос о погашении долга за газ путем передачи части украинской газотранспортной системы в концессию России рассматривался в качестве варианта уже давно. В конце прошлого года официально свою позицию по этому поводу высказал премьер-министр Виктор Ющенко, заявив, что концессия — это наиболее приемлемый вариант.

Но еще в 1998-м году в результате переговоров между Украиной и Мировым банком был подписан протокол о принципах и подходах к реформированию газового сектора Украины. Было решено создать международный газотранспортный консорциум, в котором могли бы участвовать все заинтересованные субъекты, в том числе Shell, "Газпром", международные финансовые институты. При этом ставилось жесткое условие — больше 25% акций в одни руки не давать. За Украиной же планировалось закрепить контрольный пакет. Этот вариант многие специалисты и поныне считают наиболее конструктивным.

В прошлом году в повестку дня сессии Верховной Рады Украины включался проект закона "Об особенностях приватизации объектов газотранспортной системы Украины". Проектом была предусмотрена возможность продажи 49% акций промышленным инвесторам за денежные средства с одновременным определением их инвестиционных обязательств, 50% + 1 акция закреплялись в собственности государства. Предполагалась и возможность обмена пакетов акций украинских магистральных газопроводов на пакеты акций других предприятий топливно-энергетического комплекса. По предварительным оценкам, стоимость 49% акций украинской газотранспортной системы составляла не менее $20 млрд.

Стоимость активов украинской газотранспортной системы сегодня оценивается в пределах от $20,5 млрд. до $28,7 млрд. Стоимость подземных газохранилищ при этом составляет от $3 млрд. до $6,1 млрд. Именно подземные газохранилища, в первую очередь, и интересуют РАО "Газпром". По самым пессимистическим прогнозам, в ходе приватизации одних газохранилищ Украина может получить не менее $2 млрд.

Газотранспортной системе Украины необходима модернизация. Агрегаты компрессорных станций на 60% отработали свой ресурс. Около четверти устаревших агрегатов необходимо заменить в течение ближайших четырех лет.

Приватизация украинской газотранспортной системы позволила бы провести ее комплексную модернизацию за счет средств инвестора. Правда, при этом Украина может лишиться столь важных для нее доходов от транзита газа.